Первый семинар ЦИЭМ РХГА

Тринадцатый семинар ЦИЭМ РХГА 26.02.2010

Тринадцатый семинар состоялся 26 февраля 2010 г. С докладом "Эзотерика, мистика, парапсихология: точки пересечения" выступил к. ф. н. Сергей Владимирович Пахомов.
ЭЗОТЕРИКА, МИСТИКА, ПАРАПСИХОЛОГИЯ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

Мой доклад носит общий характер и затрагивает достаточно широкую область исследований. Необходимо определить границы семантических территорий эзотерики, мистики и парапсихологии, избегая при этом излишней детализации. Это попытка разобраться в связях, которые есть между этими тремя смежными областями. Важно найти точки пересечения этих областей, и зоны, где прекращается их пересечение. Нахождение подобного рода «точек» отчасти условно и связано с особенностями выбранного способа изложения и сопоставления. Мы применим сочетание методов феноменологии и компаративистики, попытавшись рассмотреть эти понятия изнутри, но и в контексте их сравнения друг с другом. При этом мы будем акцентировать внимание на пересечении двух пар понятий: «эзотеризм – парапсихология» и «мистицизм – парапсихология», т.е. понятие парапсихологии станет определяющим.

Парапсихология.Этот термин может обозначать две вещи: 1) научную или паранаучную дисциплину, изучающую особые феномены психического рода, и 2) сами эти феномены.

1) Эта дисциплина развивается уже много десятилетий; ее создателем считается американец Дж.Б.Райн, по образованию ботаник, создатель парапсихологической лаборатории при Дьюкском университете в Сев. Калифорнии в 1930-х гг. В этой лаборатории проводились различные опыты по изучению экстрасенсорных способностей. Например, испытуемый должен был угадывать карты Зэнера. Это были опыты преимущественно по изучению телепатии и ясновидения. Такие опыты позволили привлечь количественные параметры, сделать статистические выкладки, скажем, если из двадцати карт мы угадываем четыре, это еще находится в пределах теории вероятности, а если угадывается десять, то это уже более чем случайное совпадение, и здесь можно говорить о каких-то особых способностях человека. Райн, как считается, вводит термин «сверхчувственное восприятие». Кроме того, он же был создателем первой «Парапсихологической ассоциации», действующей по сей день, и начал издавать «Журнал парапсихологии», основал Фонд изучения природы человека – то есть оснастил парапсихологию необходимой институциональной структурой.

Но еще раньше парапсихология развивалась, правда, на другой основе, в Англии: в 1882 г. было создано первое научное общество, тщательно исследовавшее подобные явления – «Общество психических исследований». Первым президентом был Г.Седжвик. Это почтенное сообщество существует и по сей день, оно издает парапсихологические труды. Общество возникло как ответ на развитие спиритизма в Европе в целом, для исследования этого феномена. Немало известных имен связано с этой организацией, в частности, О.Лодж, А.Уоллис, Дж.Б.Йейтс, К.Г.Юнг. Они внесли большой вклад в изучение этой сложной сферы человеческого сознания.

В нашей стране подобные исследования начинаются примерно с 1927 г. Первоначально наша парапсихология развивалась как зоопарапсихология, благодаря деятельности замечательного артиста из династии Дуровых – Владимира Леонидовича Дурова, директора психологической лаборатории животных в Москве, автора книги «Дрессировка животных». В Москве существовала зоопсихологическая лаборатория, и до 1934 г. в ней проводились опыты по передаче мыслей животным, телепатические опыты на собаках, в результате которых были достигнуты значительные успехи: собаки могли выполнять различные команды. После В.Л.Дурова никто уже не мог достичь таких успехов в подобных опытах. Ему удалось привлечь немало исследователей к этим опытам, в том числе В.М.Бехтерева.

Считается, что один из основателей научной парапсихологии в Советском Союзе – это Л.Л.Васильев, сотрудник Института мозга Бехтерева. Он экспериментально исследовал телепатию в 1930-е гг. Ему удалось экспериментально доказать наличие телепатии, подведя под свое доказательство электромагнитную теорию, однако позднее эта теория не выдержала критики. Его труды были опубликованы через 30 лет и стали классикой в Советском союзе и на Западе, в частности, труд «Внушение на расстоянии и таинственные явления человеческой психики».

Были и другие исследователи. Надо сказать, что советская школа парапсихологии была весьма заметна вплоть до перестроечного периода. Следут назвать таких исследователей, как П.П.Лазарев, создатель и руководитель Лаборатории биофизики АН СССР, в которой работали также Б.Б.Кажинский («Передача мыслей». М., 1923, «Биологическая радиосвязь». Киев, 1962), С.Я.Турлыгин, Г.К.Гуртовой (ученик Турлыгина), И.М.Коган, (глава секции биоинформации при Московском правлении Всесоюзного научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. Попова), врач-невропатолог Т.В.Гурштейн, А.Г.Пархомов и др. Надо сказать, что советский период изучения парапсихологии отличается той особенностью, что сам термин «парапсихология» довольно редко звучал, предпочитали использовать термины «биофизика», «психофизика», «психофизиология», но по сути прежде всего изучалась телепатия, явления предчувствия, телекинеза. Еще в 1960-е годы появилась например, серия передач, посвященных Нинель Кулагиной, демонстрировавшей способности телекинеза. Все было поставлено на научную основу, существовали лаборатории с необходимым техническим инструментарием, проводились различные научные эксперименты. В конце этого периода, уже в 1990-е гг., издавался журнал «Парапсихологические исследования», возглавлявшийся А.Г.Ли.

Такова общая картина для понимания парапсихологии как науки. То есть нельзя считать эту дисциплину маргинальной: сами явления парапсихологии в природе есть, накоплено много данных, существует большой архив сведений, и их необходимо изучать, используя для этого самые разные методики.

2) Во многом парапсихология совпадает с понятием «экстрасенсорика», означая комплекс различных необычнейших феноменов. Существуют разные методы для их осмысления, предлагаются разные классификации. В частности, есть классификация, которая содержится в книге А.П.Дуброва и В.Н.Пушкина «Парапсихология и современное естествознание» (М., 1990 г.). Все известные парапсихологические феномены можно разложить по следующей сетке:

• I. Пространственно-временные явления

• А) прошедшее время:

• 1. Реинкарнация

• 2. Ретровидение – видение того, что было в прошлом;

• 3. «Уже было» - феномен «дежа вю».

• Б) настоящее время:

• 1. Ясновидение

• 2. Телепортация – мгновенное перемещение тела на расстояние.

• 3. «Выход из тела»

• В) будущее время:

• Предвидение (проскопия)

• II. Полевые и силовые явления

• 1. Психокинез

• 2. Телекинез

• 3. Левитация

• 4. Полтергейст

• 5. Психическая хирургия и лечение

• 6. Мысленная фотография

• 7. Телепатия

• III. Материально-энергетические явления

Трансформация материи:

• 1. Материализация-дематериализация

• 2. Посмертные явления

• 3. Эктоплазма.

Можно обозначить несколько понятий, связанных с парапсихологией.

а) Ψ(пси)-возможности, которыми наделены все люди в силу самой их природы. Эти возможности находятся в потенциальном виде и не обязательно приходят к актуализации.

б) ПСИ-способности – «проснувшиеся», уже развитые ПСИ-возможности, которые могут быть реализованы в любой момент времени благодаря воле или желанию экстрасенса. Это переход ПСИ-возможностей в актуальное состояние. Экстрасенс – человек, который обладает ПСИ-способностями, умеет их актуализировать и удерживать долгое время. Надо отметить, что такого рода способностями наделены чаще дети, чем взрослые, и чаще женщины, чем мужчины; считается, что для проявления экстрасенсорных способностей требуется тонкая душевная организация, чуткость, восприимчивость. Это качества медиума. Иногда ПСИ-способности актуализируются на краткое время или проявляются несколько раз; или могут проявляться сразу несколько таких способностей, а потом постепенно исчезать, в отсутствие подходящих условий.

в) ПСИ-практика – процесс использования ПСИ-способностей, они могут закрепляться, наращиваться, образовывать ПСИ-опыт.

г) ПСИ-опыт – совокупность наработок, достигнутых в ходе ПСИ-практики.

д) ПСИ-феномены – внешние явления, происходящие в присутствии конкретного лица, называемого медиумом, часто зримые / слышимые третьими лицами. Эти явления отмечены выше в классификации Дуброва-Пушкина.

е) ПСИ-ситуации – особые ситуации, при которых происходит ПСИ-феномен, когда происходит ослабление рационального контроля, ломаются привычные пространственно-временные рамки.

По всей видимости, ПСИ-возможности скрываются в глубинах бессознательного, и ближе всего к ним находятся люди, у которых тонка грань между сознанием и бессознательным. Вероятно, в прошлом они проявлялись куда шире, чем сейчас. Связано это было, возможно, с жизнью в традиционном обществе. Так или иначе, усиление момента рациональности, развитие цивилизации, воздействие техногенного фактора, технического инструментария способствуют снижению актуализации ПСИ-возможностей.

Можно выделить три категории людей, обладающих ПСИ-способоностями:

1) те, у кого они проявляются с рождения или с детских лет, например, Е.П.Блаватская

2) те, у кого они проявляются спонтанно (или в результате какого-то откровения) в любом возрасте, но под влиянием какой-то болезненной / необычной ситуации – например, у Ванги, Э.Сведенборга. ПСИ-способности могут развиться после случаев клинической смерти, сильнейшего стресса, болезни, смертельной опасности, а также в ситуации очень сильной привязанности к кому-либо, или проявляться во сне. Во всех подобных ситуациях рациональные фильтры ослабевают, что позволяет актуализироваться этим способностям.

3) те, кто намеренно и целенаправленно достигает этих способностей, зная, что они существуют и зная методы их обнаружения – например, в школах йоги или в МАРЧ Бронникова, где люди учатся видеть мозгом, без участия глаз. Но если у Бронникова развитие этих способностей вынесено из контекста общего развития жизни, внутренней культуры, воспитания, то наиболее внимательно, детализировано и систематизировано ко всему этому относятся в Индии, где есть особый термин для обозначения паранормальных способностей – сиддхи. Известен список из 8 сиддхи, описанный уже Вьясой в «Йога-бхашье» - например, умение становиться легким, как воздух (левитация), тяжелым как гора, проходить сквозь материальные препятствия, достигать всего по своему желанию и так далее.

Способы обнаружения и развития ПСИ-способностей различны. В той или иной степени это почти всегда связано с чувственной депривацией – торможением активности органов чувств и коры головного мозга, погружение внутрь (медитация), «возвращение к себе», ослабление рациональных фильтров, отказ от «земного» сознания. Иногда для этого требуются стрессовая для организма ситуация: изнуряющие процедуры, посты, физические нагрузки, дыхательные упражнения. Другой способ – применение психоактивных веществ, галлюциногенов, наркотиков, опьяняющих веществ.

Эзотерика, или эзотеризм. В данном случае под эзотеризмом мы будем понимать сокровенное, тайное знание, доступное посвященным и выражающееся в особых практических формах.

В различных эзотерических традициях (причем далеко не все из них в принципе соглашаются на подобное самоназвание) существуют разные степени эзотеричности: что-то доступно всеобщему взору (скажем, политические акции пифагорейцев в Кротоне или шествие посвященных из Афин в Элевсин), что-то доступно только новоначальным (например, таковы акусматики в системе Пифагора), а что-то доступно только самым избранным («математики»-пифагорейцы). Собственно, только этих избранных, а именно опытных адептов, мы и можем называть в полном смысле эзотериками. Аналогичная ситуация имеет место в контексте приобщения к упанишадам или в тантризме.

Не все эзотерики – экстрасенсы, и наоборот. В эзотерике важна традиционность, встроенность в какую-то школу или систему мировоззренческих координат, систему учительской преемственности или братства, а в экстрасенсорике важнее собственный ПСИ-опыт. Экстрасенсы могут объединяться в какие-то группы, ассоциации, общества, но они всегда остаются по сути одиночками, потому что опыт каждого из них уникален и субъективен. Этот опыт перестает быть уникальным и субъективным, когда подстраивается, в чем-то теряя свою специфичность, под ту или иную систему, учение, традицию. Тогда происходит объективизация опыта, и в этом случае экстрасенс становится мистиком или эзотериком.

Парапсихология избегает традиционности в силу примата субъективности. Если даже и создается какая-либо парапсихологическая школа, то ее успех зиждется только на харизме конкретного наставника и некритичном воспроизведении его предписаний и операций: ученики должны будут просто повторять установленные правила (что приводит к рутинизации школы, как например, в классической теософии, где доступ к общению с махатмами доступен только лидерам школы). Если же тот или иной талантливый или просто своенравный ученик (вроде Алисы Бейли) получит собственные откровения, то это, как правило, уводит его из данной школы и побуждает его создавать свою собственную линию. Экстрасенсорика, парапсихология – это, скорее, совокупность техник, методик, каких-то необычных озарений, процессов и событий, но не фундаментальных теоретических, мировоззренческих матриц. Эзотерика же претендует на обобщение полученных результатов, на создание глобальных картин мира, на передачу знаний. Экстрасенсы могут пользоваться для объяснения своего опыта идеями, сложившимися в других философских учениях, при этом для них не суть важно, насколько они эзотеричны или мистичны.

В эзотеризме полагается обычно, что окружающий нас чувственный мир – лишь часть, порой весьма искаженная, более полной, внерациональной системы, имеющей сверхчувственный характер. Соответственно, для познания как этой сверхчувственной части, так и тех связей, которые имеются между нею и чувственным миром, требуются особые инструменты, особые способы восприятия. Аналогия «как наверху, так и внизу», зафиксированная в «Изумрудной скрижали», не могла родиться как «головная» заготовка, здесь явно просматривается опыт специфического переживания, в котором необычным образом сопоставлены вещи космической и земной (человеческой) зон. Выйти в такого рода переживание без парапсихологии невозможно.

Отсюда 1-я точка пересечения парапсихологии и эзотеризма – необходимость целостного познания, понимания, - «когнитивный оптимум». Парапсихология поставляет эзотерике инструменты для такого рода познания.

Но есть и обратный процесс. Процесс познания происходит творчески, задействуются все аспекты, стороны организма эзотерика. Соответственно, в практической деятельности эзотерик волей-неволей развивает в себе ПСИ-способности. Практика, которую исполняют эзотерики, может приводить к различным ПСИ-феноменам. Итак, 2-я точка пересечения парапсихологии и эзотеризма – эзотерическая практика, когда у человека появляются разные ПСИ-способности.

Кроме того, эзо-традиция способна выдвигать из своих рядов тех, кто обладает ПСИ-способностями, независимо от способа, времени и места ее происхождения. 3-я точка пересечения парапсихологии и эзотеризма – наличие в эзо-школах особых людей, обладающих ПСИ-способностями и умело их применяющими. Это харизматические лидеры, которые прекрасно знают об этих своих способностях, пользуются ими, влияют с их помощью на учеников и посторонних людей, укрепляя свое положение лидеров. Это как правило наставники, родоначальники эзотерических традиций. Собственно, само понятие «харизмы» в его исконном смысле предполагает наличие ПСИ-способностей. Именно такие люди образуют магнетическое ядро, к которому притягиваются ученики. Даже если есть лидеры в рамках школы, у которых нет явных ПСИ-способностей, например, А.Безант и Г.Олкотт, главными персонами здесь являются не они, а те, кто обладает ПСИ-способностями – та же Блаватская, ранний Кришнамурти. Впрочем, есть авторитетные деятели эзотеризма, не замеченные в связях с парапсихологией – например, традиционалисты вроде Р.Генона или Ю.Эволы; да и практически все масонство развивалось и развивается вне такого опыта. И у них есть проблемы в передаче своих знаний ученикам.

Тем основателям и лидерам школ, у которых есть такие способности, передать свои знания получается гораздо легче и органичнее, и организация школы происходит быстрее и прочнее. Традиция в целом держится благодаря таким людям.

Вот неполный перечень тех эзотерических (в целом или отчасти) традиций, в которых были задействованы ПСИ-способности: пифагорейство и орфизм, мистерии в целом; теургия; квазимасонский неогностицизм Паскуалли; теософия; антропософия; рерихианство; движение «вознесенных мастеров»; церемониальная магия, да и вообще магия; практическая каббала; йога, тантра; суфизм; Четвертый путь Г.И.Гурджиева.

Таким образом, разные эзотерические традиции по-разному включают в свой арсенал парапсихологию и по-разному к ней относятся. Но пожалуй, наиболее широкий спектр сопоставлений предлагает магия в целом, наиболее дружественная к ПСИ-феноменам зона эзотеризма. Если обратиться к эпохе эллинизма, а конкретно, к греко-египетским папирусам магического характера, мы видим там немало описаний привлечения, вызывания духов, общения с ними, их заклинания и потом - удаления. Духи могли явиться непосредственно, находясь за пределами магического круга, либо вещать через тело медиума. Эзотерики должны были тщательно готовиться к таким встречам с духами, учитывать правильное время и место, реквизиты для явления духа. Подготовка мага могла предполагать пост, очищение, воздержание, сбережение энергии.

Во время явления духа с медиумом могли происходить разного рода паранормальные вещи – левитация, пророчества, превращения, фотические или аудиальные явления. То, что стало хорошо известно благодаря спиритизму, было описано еще две тысячи лет назад.

В Средневековой Европе существовали различные гримуары, – тексты по вызыванию духов, например, «Лемегетон», с описаниями духов и перечислениями их имен, заклинания, описания талисманов, магических кругов и целей, для которых эти духи вызываются. Это средневековая и модернистская церемониальная магия продолжилась и впоследствии, не прерываясь.

Иногда парапсихологические способности вызывают настоящие колдовские противостояния, как видно на примере двух партий, возглавляемых соответственно «аббатом» Буленом и основателем Розенкрейцерского ордена во Франции Станисласом Гуайтой. В 1880-1890-е годы эти партии вели настоящие «магические войны», нанося друг другу заочные удары с помощью магических практик и ритуалов, и заочно же сведя в могилу обоих лидеров.

Следует упомянуть также Алистера Кроули, самого известного мага XX века, фигуру одиозную и неоднозначную, который входил в Орден «Золотая заря» и в несколько других организаций. Кроули был дружен с парапсихологическими силами, утверждал, что общается с духами, вызывает их и получает от них информацию.

Упомянем и несколько других, не имеющих отношения к магии, одаренных персон, с которыми традиция связывает наличие такого рода способностей, при этом мы опустим вопрос о том, насколько верно то, что они существовали реально. Для наших целей это неважно, поскольку главное – это то, что зафиксировано в традиции.

- Один из первых эзотериков – Пифагор, создатель первого эзотерического братства, был известен своими способностями – память о перерождениях, умение видеть в животных бывших (переродившихся) людей, общение с неодушевленными предметами, пребывание сразу в нескольких местах, дар внушения. Пифагор намеренно усугубляет таинственность своего образа у учеников (например, показывает золотое бедро, подчеркивающее божественное происхождение), что способствует усилению влияния на учеников. Столь же претенциозно, и даже в еще большей степени, вел себя младший современник Пифагора, Эмпедокл, тоже, по всей видимости, обладавших такими же способностями.

- Аполлоний Тианский – очень значимая фигура для пифагорейства позднего времени, его часто противопоставляли фигуре Иисуса Христа, поскольку он мог творить, как казалось, аналогичные чудеса – например, оживление мертвой. У него было развито дальновидение (узнал о смерти императора Домициана на расстоянии), он мог воздействовать на толпу без единого слова, мог мгновенно перемещаться на большие расстояния, делал верные предсказания.

- Несколько в стороне от традиции астрологии, но тем не менее связанный с ней, находится Мишель Нострадамус. С одной стороны, он был специалистом по составлению гороскопов и их интерпретаций, с другой, являлся великим мистиком, провидцем, демонстрировавшим явные ПСИ-способности. Основные его достижения связаны не с составлением гороскопов, а с некими глубинными озарениями, которые он получал, погружаясь в транс перед огнем камина (Сама по себе астрология не слишком способствует развитию таких способностей, потому что в ней большое значение играет калькуляция, рассчитывание каких-то чисел, знаков, приложение конкретного случая к апробированным схемам, что лишь укрепляет рациональные фильтры, препятствующие ПСИ-способностям).

- Один из лидеров каббалы Ицхак Лурия, с его именем связан целый этап становления каббалистического движения: он, например, мог видеть умерших и общаться с ними.

- Еще можно упомянуть такие фигуры, как рабби Лпсив, рабби Акива, Авраам Абулафия – это тоже каббала.

Про Восток же можно говорить в этой связи очень много, так как там что ни школа, что ни традиция, то целая россыпь обладателей ПСИ-способностей. Например, такова традиция натха, с которой связана хатха-йога. Основатель традиции – Матсьендранатх, сверхъестественный духовный «вождь» Непала. Его ближайший ученик – Горакхнатх, один из наиболее популярных персонажей фольклора Северной Индии. Согласно традиции, они, как прочие натхи и махасиддхи, бессмертны, обладают способностью телепортации, левитации и другими чудесными способностями.

Возвращаясь на Запад, но к более позднему времени, упомянем Е.И.Рерих, которая с молодости постоянно слышала некие голоса, впоследствии оформившиеся в единый голос – голос учителя Мории, ведшего семью Рерихов на протяжении многих лет.

…. Применительно к сопоставлению эзотерики и парапсихологии можно говорить о своего рода «аксиологическом контрасте»; можно выделить два их раздела

Первый раздел - позитивное представление, позитивные оценки о связи эзотерики и парапсихологии, идущее изнутри традиции, например, когда речь идет о перерождениях Пифагора как о подтверждениях его духовной силы, то же касается традиции натхов, суфиев. Но эти же способности могут быть восприняты не только в радужном ореоле, но и встретить ожесточенное, враждебное отношение. Например, способности АполлонияТианского христианская традиция воспринимала как бесовские. Иными словами, негативное представление о связи эзотерики с парапсихологией (это второй раздел) происходит уже извне традиции, со стороны враждебно настроенных движений. Например, у розенкрейцеров католики специально подчеркивали наличие ПСИ-способностей как дьявольских средств (невидимость, мгновенное перемещение). Здесь приобретение таких способностей сочетается с отказом от истинного (христианского) учения, т.е. благодаря помощи сатаны. А тем, кто положительно относился к розенкрейцерам, такие их способности, напротив, демонстрировали высокий духовный уровень, выход за пределы изменчивого земного бытия.

Вообще, наверное, к ПСИ-способностям в принципе трудно относиться равнодушно: они ломают сложившиеся стереотипы; отсюда и контраст в их оценках. Такие способности либо усваиваются традицией, либо отторгаются.

Мистика, мистицизм. Следующий пункт нашей темы – обнаружение пересечений мистицизма и парапсихологии. В основе мистицизма как синтетического комплекса лежит мистический опыт, складывающийся, в свою очередь, из мистических переживаний. Как и в парапсихологии, теоретически для всех людей возможны мистические переживания, которые реализуются благодаря ослаблению рациональных фильтров и действия органов чувств: чувственная депривация тоже играет здесь важную роль. В этом случае снимаются временные и пространственные ограничения, происходит переход к ощущению чего-то совершенно необычного, разной степени глубины / высоты, и этот опыт переживается как настоящий, а не выдуманный. Иными словами, мистику не может нечто «пригрезиться», для него его опыт реален. Но сам мистик (этим он отличается от эзотерика, который знает) может и не заметить, каким образом он достиг мистических переживаний, как он там оказался, позиция его зачастую неотрефлексированная. Он (хотя, конечно, не всегда) попадает в сферу неординарного опыта, но не создает ее сам.

Мистик как правило не ставит перед собой цель пробудить ПСИ-способности, и он часто воспринимает их проявление как нечто внешнее по отношению к себе (хотя на самом деле это не так). Далее, для мистика гораздо важнее привязка к конкретной религиозной системе, в отличие от экстрасенса. У обоих – сложный вопрос: как соотнести свои переживания с обычным миром и обычным опытом, в каком свете оценивать обычный мир, а также как сообщить об этом другим людям, не владеющим этими силами? Встает проблема социализации мистика и экстрасенса. Но у мистика, в отличие от экстрасенса, часто встает вопрос, божественны или демоничны его переживания, от кого, из какого источника они происходят.

Мистический опыт с огромным трудом поддается вербализации, точным формулировкам, систематизации. Часто прибегают к иносказаниям, выстраиванию неологизмов, использованию метафор. Например, суфизм говорит о системе «стоянок»-макамат, или этапов восхождения на мистическом пути; иудейская традиция говорит о «дворцах» в литературе хейхалот. Так или иначе, мистический опыт уникален, неповторим, субъективен, как и опыт экстрасенса. Но для мистика большее значение, чем для экстрасенса, имеет процесс трансформации сознания. Ведь в обычном состоянии мистический опыт невозможен, только в измененном состоянии сознания.

Следует обратить внимание на некорректность выражения «мистические феномены», имея в виду внешние явления, ибо прежде всего это особые переживания, здесь надо говорить о состоянии сознания, об ощущениях, складывающихся в некий опыт. Но одно и то же явление может быть одновременно и мистическим, и парапсихологическим, и эзотерическим. Или же первыми двумя. Допустим, левитация Серафима Саровского была внешним фактом, феноменом, который был заметен для некоторых свидетелей. То есть это явление можно отнести к разряду парапсихологии. Но то, что при этом чувствовал сам Серафим, останется только в нем и с ним – и это его мистический опыт. А в случае встроенности в традицию посвященных такого рода переживания автоматически становятся еще и эзотерическими.

Так что граница между мистицизмом и парапсихологией очень зыбкая, точек пересечения здесь много. В частности, можно выделить шесть таких моментов:

1. и у мистика, и у экстрасенса происходит смещение обычной реальности, возникает ощущение, что он уходит к чему-то более важному, истинному;

2. имеет место чувственная депривация, происходит ослабление рационального контроля, теряют значение органы чувств и рассудок.

3. овнешнение событий: видения абсолютно реальны для переживающего, но могут быть невидимы для окружающих. Например, Исаак Абулафия видел старца, своего гуру, именно как стоящим перед собою, воспринимая его не как продукт своего воображения, но при этом больше никто этого не видел. Это же характерно и для экстрасенса.

4. субъективный элемент – уникальность, неповторимость, индивидуальность; но в мистицизме больше согласованности с традицией (хотя и не обязательно предполагается наличие традиции, в отличие от эзотеризма), а в парапсихологии такая согласованность слабее, если вообще есть.

5. акцент на практицизме, на опыте, деятельности. Поэтому не совсем корректно звучит выражение «мистическое учение», «мистическая книга», потому что сам опыт не поддается нормальной вербализации. Учение не может быть мистическим, мистическим могут быть только практика, опыт, переживания. Когда опыт вербализируется, он при этом и рационализируется. Это уже не совсем мистический опыт, а рационализированный (а следовательно, ограниченный) мистицизм. Практический компонент стоит на первом месте, а теория скорее обслуживает практику. Совсем не так обстоит дело в эзотерике: там можно обходиться совсем без ПСИ-способностей, без ПСИ-опыта, известны каббалистические школы (школа Витталя, например), которые просто занимаются эзо-штудиями, трактовкой Библии, не впадая при этом в состояние «чистого опыта».

6. Ощущение правдоподобности, достоверности, несмотря на неординарность происходящего – с той поправкой, что в мистицизме необычно само состояние сознания, а в парапсихологии часто речь идет о внешних вещах, которые доступны и обычному, нетрансформированному сознанию.

Приведем конкретные примеры из мистицизма.

Много примеров нам поставляет католицизм. Например, Иосиф из Купертино – «летающий монах» XVII в. Он настолько сильно погружался в молитву, что она его как бы возносила в воздух. Католическая традиция знает десятки подобных случаев, знает такие случаи и православная традиция (Серафим Саровский). Недавно умерший святой падре Пио обладал целым спектром ПСИ-способностей: дальновидением, левитацией и другими. Но все-таки некоторая подозрительность в отношении к этим явлениям у церкви сквозит…

Для католицизма весьма характерен такой феномен, как стигматизм, причем он не осуждается, и наиболее здесь яркий персонаж – Тереза Нойман (Германия), у которой каждую пятницу происходили кровотечения в тех же местах, на которых были раны у Христа. Очевидно, имело место такое глубокое внутреннее сосредоточение на страстях Христовых, что это отражалось на физическом состоянии тела. При этом она в течение многих десятилетий практически ничего не ела, питаясь только облатками. Еще один всем известный пример стигматика - св. Франциск Ассизский.

Выдающийся шведский мистик Э.Сведенборг обладал ясновидением, способностью общения с духами, он выработал (рациональное, а значит, немистическое) целое учение на основе этого общения. Он был одним из тех немногих и уникальных людей, кто, имея мистический опыт, с трудом поддающийся вербализации в принципе, умел находить очень четкие систематические формулировки. Его трактаты – просто блестящий образец научной систематизации.

От Сведенборга тянется нить к движению спиритизма, который находится на стыке мистицизма и эзотеризма. Спиритические сеансы демонстрировали многочисленные ПСИ-феномены. Медиум в спиритизме – это ключевая фигура; из отверстий его тела часто может исходить какое-то вещество (эктоплазма – полуматериальное вещество, субстанция, из которой материализовались, к примеру, духи умерших). Медиум либо принимает активное соучастие в процессе сеанса (помнит все то, что происходит), либо демонстрирует полное забытье, сомнамбулизм (пассивное участие). Спиритизм XX в. очень активно изучал эти явления. Например, известны левитации и другие пси-феномены Д. Д. Хоума.

На Востоке мы часто встречаем персонажей с богатым мистическим опытом. Это, безусловно, Рамакришна с его глубинными мистическими переживаниями, со всем спектром ПСИ-способностей, а также Шри Ауробиндо, создатель интегральной йоги, сочетавший богатый мистический опыт с академическим подходом, наделенный значительными ПСИ-способностями.

Но мистические переживания (единство с Богом, вселенной, родом, человечеством, другим человеком, животным; видение необычных существ, света; слышание каких-то специфических звуков) далеко не обязательно могут сопровождаться ПСИ-ситуацией и иметь ПСИ-феномены. Все это может не выходить за пределы конкретной телесной оболочки и потому может быть сравнено с игрой воображения, галлюцинацией. Порой мистико-эзотерические переживания очевидны только для их носителей, но не для непосвященных. Например, интересен случай с Александрой Дэви-Неел, французской путешественницей в Тибете, которая присутствовала при ритуале «чод» (кормление йогинами духов собственной плотью). Она не видела того, что видел посвященный в традицию йогин-тантрист, который проводил ритуал, а видела только беснующегося человека. Но проведя в Тибете долгое время, она пришла к выводу, что это отнюдь не галлюцинации. Воображение начинает пониматься ею иначе.

Современные люди сейчас под воображением понимают просто фантазию, но на самом деле воображение – это создание образа, который может весьма активно воздействовать на соматику. Напомню еще раз случай Терезы Нойман, которая настолько живо переживает страсти Христовы, что это отражается на ее теле. Причем в течение многих десятилетий происходит строго регулярно одно и то же. Она достигает уже такого уровня, что, может быть, ей уже и не надо активно переживать: тело само помнит об этом и регулярно включается, как часы, и в определенное время начинает демонстрировать явления стигматизма. То есть «игра воображения» - это игра достаточно серьезная, которая может приводить к весьма серьезным последствиям.

… В заключение выступления я бы привел одну притчу о Будде, имеющую отношение к нашей теме. Несмотря на значимость парапсихологических явлений, способностей, все-таки ни одна настоящая и уважающая себя школа не возводила их в абсолют, понимая, что в погоне за ПСИ-способностями можно упустить самую высшую цель – достижение высочайшего блаженства или освобождения. Около одной реки Будда встретил местного йога, способного перемещаться на другой берег реки по воздуху. Тот, как выяснилось, двадцать лет тренировался, чтобы обрести подобную способность. Будда спросил его: «И ты потратил столько лет, чтобы выучиться тому, что ты мог бы сделать без всякого труда, отдав перевозчику пару монет?» То есть Будда не воспринимал эти явления как нечто достойное, хотя сам обладал похожими способностями. Если они начинают мешать, уводить практикующего в сторону, то разумнее просто расстаться с ними, чем продолжать их взращивать.

Выводы: Итак, мы видим, что эзотерика и парапсихология, мистика и парапсихология обнаруживают пересечения в разных точках. Это зоны практики и переживаний, которые способствуют, в случае эзотеризма, укреплению традиционных эзотерических учений, а с другой, в случае мистицизма, «оправданию» мистика перед собой и своими собратьями.