Первый семинар ЦИЭМ РХГА

Семнадцатый семинар ЦИЭМ РХГА 28.05.2010

Семнадцатый семинар состоялся 28 мая 2010 г. С докладом "Мистицизм и мистика как научная проблема" выступила д. ф. н. Антонина Никитична Волкова.
Мистицизм и мистика как научная проблема

Мистика – это не только простонародное увлечение или увлечение странных людей. В свое время органы ФСБ уделяли большое внимание мистически одаренным личностям, а Сталин лично покровительствовал В. Мессингу; известный петербургский мистик Сергей Вронский был консультантом Политбюро. Стыдливо-брезгливое отношение к мистике есть, но при этом ею пользуются на самом высоком уровне, хотя считают для науки неприемлемой.

Попытки приступить к научному исследованию мистицизма предпринимались мной и моими коллегами еще в середине 80-х годов, правда, путем преодоления многих препятствий. Очень трудно было проводить круглые столы, конференции, все делалось как бы полулегально. На моей первой конференции присутствовала очень разная публика, и ученые, и практики, излагавшие свой опыт. Вывод был таким: что-то в этом есть. Я в то время практиковала как психотерапевт, и мне не раз приходилось слышать от пациентов рассказы о пережитом ими мистическом опыте. Вопрос был в том, что с этим делать, коль скоро эти явления существуют. Опыт часто проявлялся на фоне потрясений, но схема работы с психотравмой там не помогала.

То есть было понятно, что нельзя ставить человеку диагноз, но вставал вопрос, что с этим делать. Нильс Бор в свое время предложил терапию для тех, кто зашел в творческий тупик: либо научиться играть в шахматы, либо бросить, если уже умеешь, и в 70% случаев это помогало. Видимо, это отвлекает от текущих проблем, хотя и звучит парадоксально. Очевидно, и подход к мистицизму должен быть парадоксальным. Это явление не понять, если не применять парадоксальную логику.

Существует тенденция все смешивать разные непонятные явление и называть их тайноведением: и эзотерику, и НЛО, гадание, оккультизм, теософию. Нужно разделять эти ветви, так как у каждой свой предмет, нужно уметь формулировать его. Несмотря на сходство методов у каждой ветви тайноведения есть свои методы, их по-разному называют, но ясно, что это не психологические методы, и при помощи нормальной психики ни в какую мистику попасть невозможно.

После горбачевской оттепели о паранормальных явлениях уже не стеснялись говорить, информации и феноменов стало очень много, они очень широко распространились в народе. В 90-е годы ученые обратились к изучению этих явлений. Все равно возник вопрос: что такое мистические явления и вопрос, а не врут ли люди. Многие не рассказывали о своем опыте, боясь клейма шарлатана. Но это был плодотворный период для того, чтобы продвинутся в понимании сущности мистических явлений.

Первое мнение – что мистицизм открывает нам тайну каких-то иных измерений, иных миров, другой реальности с живущими там другими сущностями. Действительно, часть мистического опыта имеет религиозную окраску, и часть мистиков идут по этому пути. А потом появляется нормальная религиозная классика. Опыт мог легко ложиться на классическое христианство. У некоторых опыт был отнюдь не религиозный, а антропологически ориентированный. Это был типичный оккультизм с выделением аур, чакр, внутреннего пространства. У некоторых был космический настрой, видение НЛО. Многие вспоминали прошлые жизни. В каждом случае человек чему-то обучался, либо принимал религиозное верование, либо становился «антропософом», начиная понимать гораздо больше в устройстве человеческого существования.

В 90-е годы можно было выявить очень широкий спектр мистических путей и способностей. И религиозные мистики, и космисты, и антропософы, и путешественники во времени. У всех была своя специализация, не было тех, у кого все мистические аспекты реализовывались сразу. Возникает впечатление, что у мистики нет какой-то излюбленной сферы, например, мир богов, или планет, или людей, - куда склонность души поведет человека, туда он и идет. Неясно, отражает ли мистика какую-то особую реальность, сферу действительности; вопрос об онтологии мистического опыта снимается, потому что нет оснований сказать, что мистика отсылает к какой-то определенной реальности. Сказать, что это какие-то особые миры, я не могу. Это показывает и история мистицизма.

Вторая проблема: может быть, мистика - это особый подход, взгляд, мало используемая людьми способность познания? Ведь мистики используют и обычные способы познания, - особенно в творческой деятельности, когда человеку нужно исследовать малоизученное пространство, - например, интуиция, но сказать, что это мистическое свойство, мы не можем, ведь ею пользуются и в быту, и в науке. В психологии признают интуицию, хотя это и малопонятный феномен, и она стоит в ряду познавательных средств.

Существует также спонтанная работа мозга, в психологии она вызывается намеренно, это так называемые ассоциативные ряды, когда нужно отдаться потоку ассоциаций; это вполне известный творческий прием, и многие мистики пользуются им. Правда, из такого потока бывает трудно выбраться, но это понятно, так как такая деятельность физиологически возможна даже у неподготовленного человека. Так что мистика часто использует принятые у обычного человека способы мышления.

С другой стороны, у ряда мистиков, хоть и не сразу, появляются другие способности: сначала яснослышание – голоса, потом ясновидение, дальновидение – то есть особая зрительная способность видеть на большом расстоянии или через препятствия. Обычные зрение и слух становятся необычными. Есть одно биологическое объяснение, что в этом случае многочисленные сигналы вокруг нас попадают не в органы чувств, а прямо в мозг, возбуждая его и вызывая эти явления.

Мистики поначалу своим опытом не владеют, на то, чтобы справиться с опытом, требуется много лет, как, например, в йоге.

Так что мистики пользуются и обычными человеческими способностями, и некими новыми способностями, а на третьем этапе адепты уже произвольно могут применять свою познавательную деятельность. Мистицизм порой пользуется дурной славой потому, что у него есть не вызывающие особого доверия методы познания, при этом характерные не для всех. Поэтому многие считают это психическими отклонениями.

Но если такие травматические мистические процессы случаются с человеком, то перед нами одаренный в этом смысле человек, как если бы он был одарен как музыкант, как поэт. Но такой дар вызывает страшную ревность. Первичные мистические процессы возможны у каждого, они, как правил, травматичны и связаны со смертью, болезнью, изоляцией и тому подобным. Но в дальнейшем это уже не связано с драматическим опытом.

Почему мистическая практика дается как бы извне, потому и затруднено ее научное исследование. Она с трудом вошла в философский дискурс в 80-е, 90-е годы.

В XIX в. мистика считалась демоническим началом. Об этом писали Лосский, Сперанский, в области мистики человек играет с адом, с миром тьмы. И ученые не хотели, конечно, следовать за этими чудаками-мистиками. Но это просто отговорка, потому что существует целый пласт мистического опыта, который демонстрирует светлый путь, например, исихасты, схимники. Светлый опыт дает человеку духовный рост и постижение. Надо отметить, что темный путь дает тоже некое развитие, но личное, а не общественное, социальное, не в сфере служения, а в сфере личных достижений.

Существует аргумент о том, что мистический опыт не наблюдаем со стороны, но и психический опыт мы тоже не наблюдаем: глядя на человека, мы не может с уверенностью утверждать, что у него есть мысли. Психический мир выражается в мимике, словах, жестах, но и мистический опыт тоже выражается, например, в принятии парадоксального решения. Это тоже поступок, действие. Мистический опыт тяжело верифицировать, для науки это серьезный аргумент против мистики. И далеко не всякий мистический опыт бывает оправдан, так как мистик не использует этот опыт для познания внешней действительности, а только в качестве самопознания. А для науки надо как-то объективировать опыт, изучать его при помощи косвенных средств. Но мистические способности есть далеко не у всех, и далеко не все согласятся участвовать в научном эксперименте. Наука заставляет мистика что-либо произвольно проделать, но это могут только высшие адепты. Прихотливая свобода духа мистики не позволяет подступиться к изучению этого опыта. Хотя попытки регистрировать эти явления были, но они много не дают, потому что мы регистрируем процесс, а не его содержание.

Большинство мистиков утверждают, что они чьи-то избранники, за эти претензии их тоже не любят. Это воспринимают как манию величия. Некоторые мистики могут сообщать подробности из жизни своего «опекуна», которые не известны широкой публике. Мистики часто говорят, что их действия и откровения исходят от их учителя или наставника, в результате мы получаем зеркало, в котором истинным мистиком выступает этот дух, что демонстрируется в спиритизме.

Мистицизм не по зубам традиционным научным методам. А нетрадиционные научные методы, например, творческая интуиция, ничего не доказывают. Надо использовать парадоксальную логику, фактологически изощренную действительность. Субъективность, внутренность, неверифицируемость, неповторяемость мистического опыта – это серьезное препятствие к его исследованию. Остается только одно – личный авторитет гуру.

Наука все же допускает мистические явления под названием альтернативного знания, паралогии. Это как-то легализует мистику как особый способ миропонимания, миросозерцания.

Несмотря на такое отношение к мистицизму, мистицизм в Росси был. И можно найти работы XVII, XVIII, XIX вв., тем более XX в. Условно в России их можно разделить на 4 группы идей. Первая, наиболее всеобъемлющая – это космизм. Эту идею высказывали Циолковский, Чижевский, Вернадский. Эту идею современным языком мы пытались выразить в сборнике трудов философского клуба, международного конгресса «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине». Совместно с физиками был представлен доклад, где было показано, что люди как организмы на телесном и психическом уровнях реагируют на гелиокосмические события. Это можно проверить, заложив такие параметры, как настроение, уверенность, неуверенность, и гео-, гелио- космофизические параметры. Независимо от степени подготовки, люди на эти воздействия реагируют. При этом выявились возрастные, гендерные различия в реакциях. Было несколько публикаций специалистов из Института Арктики и Антарктики в институтском сборнике, хотя ничего нового они после Чижевского не сказали, просто с фактами в руках продемонстрировали, что биосфера реагирует на планетарные и космические события. Космизм у нас довольно хорошо развит, потому что связь биосферы и космоса очевидна, и на теоретическом, и на эмпирическом уровне.

Есть много литературы по космизму. Например, исследователи Соколовский и Горшков открыли, что у нас есть некая субстанция в каждой клетке, - белок унитол, являющийся нашим космическим маятником, часами, он очень четко реагирует на космические события (пятна на солнце, вспышки) синтезом или распадом. Это зарегистрировано как открытие. Но биосфера достаточно стационарна и не допускает того, чтобы эти события слишком выражено происходили, иначе мы просто не выживем. Но когда много гео- и гелио-событий происходит одновременно, тогда мы реагируем явно. Такие дни отмечают и мистики как вспышку каких-то способностей. Российские ученые пришли к выводу, что мистика есть, потому что в сложные космические периоды происходят мистические явления, и настоящие мистики адекватно воспринимают эти события. Идея космизма объясняет хотя бы часть мистических событий: когда наши клетки работают в необычном режиме, мы имеем необычные проявления. У Элиаде, Блаватской, Рерихов есть идея, что существуют большие циклы эволюции и сотворения человека, когда все преобразуется заново. В теме космизма есть еще идея ритма, поэтому многие мистики могут предсказывать события, например, Нострадамус. На ритме основаны многие пророчества. Есть идея синхронизации: когда планета в некие космические сроки пронизывается чем-то всеобщим, единой субстанцией микромира, тогда это всеобщая судьба, и происходит синхронизация, и мистики видят все эти события в открытом пространстве. Есть любопытная идея сакральных мест планеты. Планета – это очень сложная система с магнитными полями, сетками. В этих местах могут происходить аномальные явления, влияющие на психику. Некоторые считают, что и Петербург является таким местом.

Вторая основная идея в российской мистике – это «антропософия», термин условен. Многие авторы считают, что в мистике мы имеем дело с неизведанными ресурсами мозга, психики и организма, что мистицизм – это манифестация пробужденного сознания, при этом четко разделяются сознание и психика. Психика действует в нервной системе, а сознание – во всей нашей материи. С этим можно согласиться, это подтверждается необычайными схемами и моделями мышления, парадоксами, физическими болями при мистических феноменах, тем, что психика не справляется с мистическим опытом. Есть еще идея мутагенеза: в мистических явлениях мы имеем дело с некой мутацией, новое поколение (дети индиго) появляется как мутанты. В знаковые эволюционные моменты целостная эволюция вида предполагает появление разнообразных вариантов; кто выживет – тот и будет следующей ступенью эволюции.

Некоторые биологи полагают, что отдельная особь эволюционно необычайно избыточна. Известна идея, что мы используем только пять процентов мозга. Поэтому потрясения пробуждают спящие архаические способности. Многие мистики утверждают, что в некоторые периоды они опускаются в эволюционные глубины, где ощущают себя животными, организмами предыдущих ступеней эволюции. «Антропософия» – богатый предмет для исследования, если мы докажем, что то, что происходит с мистиками – это некая игра биосферы, некая биологическая ступень, момент незаконченной эволюции.

Целый ряд мистиков считают, что в мистицизме играют роль социальные, культурные факторы, индивидуальные и коллективные факторы стрессов, потому что мистицизм часто носит характер эпидемии или локальных вспышек. Например, в 20-30-е годы в Англии и Америке отмечались вспышки оккультизма, увлечения эзотерики, потому что там стоял вопрос о выживании, так же и в России в 80-90-е годы. Социальный хаос, как и личные катастрофы, провоцируют мистицизм. Так или иначе, в культуре есть мистические традиции, опыт, который передается из поколения в поколение, он вызывает стремление его приобрести.

Очень популярна идея избранности; элементы мистического опыта может иметь каждый, а частота проявлений такого опыта говорит о том, что в данном человеке есть что-то особенное. Многие мистики и до манифестаций мистического опыта имели какие-то особые черты познавательной, рассудочной, интеллектуальной деятельности, отличавшие их от других. У многих мистиков необычайная судьба. Мистик вынужден на своем опыте учиться, иначе ему не выжить. Нужно также учитывать особенности самопрограммирования и саморегуляции. Среди мистиков, которые чего-то добились, очень много людей амбициозных, с изначальной установкой на жизненный успех. Примеров пробуждения к будущей судьбе очень много. Елена Рерих писала, что в шесть лет уже это понимала. Самопрограммирование тоже может объяснять мистические феномены.

Мистика – удивительно неловкий для науки, парадоксальный феномен, потому что, если за нее браться, она, с одной стороны, универсальна для всех, а с другой - необычайно индивидуальна. Мистика архаична, но в ней есть и новаторство. Мистика часто творит добро, потому что это продвижение, познание, просветление, но и зло, потому что предполагает разрушение. Это прогресс, но нередко это движение по спирали. Это мудрость, в которой ее носитель обязательно делает вопиющие глупости. Иногда он просто должен их сделать, чтобы продвинуться. Мистика - явление интересное, но необычайно тяжелое для научного изучения.

Обсуждение:

Вопрос: Какое место в мистике занимает целительство?

Ответ: В мистике можно так же, как и в религии, делить человека на три составляющие – дух, душу и тело; целительство относится к телу, любой знахарь и колдун работает прежде всего с телом.

Вопрос: Вы проводите различие между мистикой и мистицизмом?

Ответ: Мистика – это все-таки некий личный познавательный опыт, иногда единичный, он не обязательно вырастает в учение, систему. А мистицизм – это упорядоченная мистическая система, учение, а не отдельные практики, феномены. Например, учение о чакрах, аурах, которое было модно в России в конце 19 века.

Вопрос: Почему вы сочли, что учение о чакрах не имеет отношения к религии, почему вы относите его к оккультизму?

Ответ: Для индуизма это элемент религии. Но не для каждой религии это догма. В христианской традиции телесность воспринимается как демонический настрой, телесности лучше не касаться. Есть религии души – христианство, иудаизм, ислам, а есть религии телесности – шаманизм, вуду. Рерихи, Блаватская ратовали за то, чтобы создать религию, в которой были бы представлены все уровни, все аспекты, все грани существования и бытия человека.

Вопрос: Что преобладает в авраамических религиях: мистика или догматика?

Ответ: В любом учении должны быть и мистика, и догматика, любое учение начиналось с прозрений, поисков. Религиозный мистический опыт сходен у представителей разных традиций.

Вопрос: Что вы как психолог ищете в исследовании мистики?

Ответ: На эти исследования меня навел мистический опыт моих пациентов, надо было разобраться в их переживаниях. Адепт может вынести долгий период видений, трансформаций, шизофрении, он учится преодолевать это. Обычный человек не сможет это долго терпеть.

Вопрос: Кого вы называете адептами?

Ответ: В буквальном значении слова – это знающий. Но мне доводилось наблюдать непонятные явления и у обычных людей, которые бывают также и у мистиков. Например, случаи полярной болезни, когда монотонность и однообразие ландшафта вызывают психические изменения, даже изменения личности, мистические видения. Часто люди, имевшие даже разовое мистическое переживание, начинают пересматривать свою картину мира.

Вопрос: Как нужно работать с мистическим опытом: классифицировать, подводить под какую-то парадигму, объяснять? Можно ли с научной точки зрения изучать духовную реальность?

Ответ: Многие ученые считают, что есть четвертое и так далее измерения. Проблема мистического опыта в основном волнует только его носителя, ему хочется знать, как справиться с ним и как воспользоваться им. Йоги берут в ученики только тех, кто выдержит, а многие шаманы умирают на пути инициации, не выдерживая депрессий, физиологических изменений. Мистический опыт может стать скорее несчастьем.

Вопрос: Что позволяет выносить это?

Ответ: Мистик, если с ним это однажды произошло, и он не испугался, обязательно получает духовного руководителя, иногда безличного, но чаще с узнаваемыми личностными или историческими чертами, который наставляет, обучает. Например, президент США Джефферсон имел мистический эпизод перед решающей битвой: ему явилась некая сияющая женщина и предрекла победу. И потом это существо наставляло его.

Вопрос: Нужно ли в некоторых случаях относить мистический опыт к области психических заболеваний и назначать лечение?

Ответ: Мистики, которые хоть как-то справились со своим мистическим опытом, лечиться не хотят, и это им не нужно. Они чаще нуждаются в объяснении, обосновании своего опыта, обсуждении. А те, кто не могут справиться и боятся, тем надо помогать и лечить их разными методами, в том числе медикаментозно, или психологическими средствами, изменением личных обстоятельств. Посоветовать принять какое-то парадоксальное решение, изменить свои привычные действия на противоположные.

Вопрос: Знакомы ли вы с исследованием объективными научными методами тех явлений, которые традиционно причисляют к мистическим?

Ответ: Только часть мистического опыта поддаётся изучению с помощью приборов. Экспериментов и исследований существует очень много. Можно исследовать с помощью электроэнцефалограммы, но полностью понять состояние мистика мы не можем. Литературы на эту тему тоже очень много, о различных проверках способностей ясновидения и т. д. Уже доказано, что эти явления есть. Надо двигаться дальше. Встает проблема причинности – какие причины вызывают мистические явления.

Вопрос: Как можно распознать мистика и психически больного человека?

Ответ: Итальянский психиатр Ломброзо занимался проблемой гения и помешательства, и показал, что творческий процесс гения похож на помешательство. Но у гения есть высшая задача, как правило, благородного типа. У сумасшедшего нет высшего Я, которое собирало бы весь хаос. Большинство современных психологов согласны с тем, что отличие мистика от шарлатана - в наличии у мистика высшего Я. Мистик не станет использовать свои способности во зло, обманывать или приукрашивать. Его отличают честность, чистота, порядочность. Мистик лучше погибнет, чем деградирует. Попытки использовать способности во зло заканчиваются трагически. Мистики объясняют подобную ситуацию нарушениями в духовном теле.

Вопрос: Но могут быть мистики, которые вредят другим?

Ответ: Мне кажется, что такое положение хорошо вписывается в концепцию парадоксальности. Благостный мистик идет в религию. Но некоторые могут постоять за себя, нанести ответный удар на причиненный им вред. Но зла ради зла там нет. Если мистик берет на себя какой-то грех, чаще всего он понимает, зачем это делает и принимает неизбежные последствия. Мистическое, магическое действие – это колоссальная работа, и каждый мистик задумается, стоит ли это делать.

Вопрос: Можно ли сказать, что каждый из нас потенциально является мистиком?

Ответ: Если бы каждый из нас представлял в полной мере сложность, виртуозность нашего бытия, то мистический опыт не казался бы нам чем-то чудесным или странным. Так как мы этого не видим, нам многое кажется мистическим. Можно тогда считать мистиком человека, который столкнулся с загадкой, тайной, непонятым, непознанным. Для того, чтобы назвать нетривиальный опыт мистикой, нужно чтобы в нем были критерии непсихических познавательных процессов. Это не мышление, не интуиция, не воображение, а ясновидение, телепатия, яснослышание, духовидение. Эта деятельность осуществляется не психикой.

Вопрос: Обязательно ли у мистика должен быть дух-покровитель или учитель?

Ответ: Это не обязательно. Если мистик избирает какое-то направление, то рано или поздно такой дух покровитель может появиться. Но если у человека очень сильная воля и самоконтроль, он может обойтись и без помощника.

Вопрос: Яснознание – это мистическое явление?

Ответ: Думаю, что да. Его часто называют яснопониманием. Например, человек может получить знание о чьей-то скорой смерти.

Вопрос: Возможно ли намеренно развить мистические способности?

Ответ: Чаще всего, чтобы что-то началось, оно должно пробудиться спонтанно, потому что за каждой способностью стоит какая-то материальная субстанция, энергия, схема, модель, и пока она сама не проснулась, навязывать ее организму бесполезно.