Первый семинар ЦИЭМ РХГА

Десятый семинар ЦИЭМ РХГА

Десятый семинар состоялся 24 ноября 2009 г. С докладом "Теософская традиция (от Блаватской к Рерихам) в российском и мировом культурном пространстве" выступил к. ф. н. Алексей Петрович Чернеевский, при участии зав. научно-методическим отделом СПб музея Рерихов Юлии Юрьевны Будниковой.
Чернеевский А. П.

"Теософская традиция (от Блаватской к Рерихам) в российском и мировом культурном пространстве"

Теософская традиция, основанная Е.П. Блаватской, в России получила продолжение и развитие благодаря деятельности семьи Рерихов. Для всего рериховского движения основное значение имеет текст Агни Йоги (второе название Живая Этика).

Из всего рериховского литературного наследия мы должны различать труды Елены и Николая Рерихов. Работы Николая Рериха — это в первую очередь публицистика. Здесь почти нет лексики религиозного характера, литературные произведения Николая Рериха чаще всего представляют собой рассказы в форме дневника. В то время как работы Елены Рерих полны именно религиозной лексики. В её произведениях, письмах всегда присутствуют этические суждения, оценки книг с точки зрения полезности, оценки деятельности различных личностей (в письмах) и т. п. Объединяет работы Рерихов их постоянное упоминание о таких «нейтральных» понятиях как Красота, Подвиг, стремление к Прекрасному, служение человечеству.

Цитата из писем Е. И. Рерих: «…вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что религии вызывали самые большие кровопролития?…Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в виду искаженные, выродившиеся религии, а не основы Учений Великих Носителей Света». Из этой цитаты можно сделать вывод, что Е. Рерих была не против определения Агни Йоги как религии, для неё не это было главное, но «Учение Носителей Света». Собственно, Елене Рерих не было необходимости долго заострять на этом внимание. Она отметила только, что её Учение является продолжением Тайной Доктрины Е. П. Блаватской. В то время как в Тайной Доктрине эти вопросы обсуждаются уже в заголовке: «Синтез науки, религии и философии» и эпиграф «Нет религии выше Истины». Таким заголовком Е. П. Блаватская сразу заявила о том, что её труд – некая форма знания, стоящая за пределами понятий религии или философии (точнее над этими понятиями).

В Агни Йоге говорится о Боге, об общении с Учителем, об Иерархии Учителей и т.п. С другой стороны, понятие сверхъестественного «обходится стороной», то есть «чудес нет, есть та или иная степень знания». Коль скоро дух – это «утонченная форма материи», то любое таинственное явление является таковым относительно. Относительно нашего незнания этого явления. Достаточно проявить устремленность и сверхъестественное станет естественным. Потому говорить о религиозности или не религиозности Живой Этики затруднительно ввиду несопоставимости дискурсов. Тем не менее, языком современного академического метода мы можем указать, что рериховское движение – это религия, но без каких либо социальных форм, а только в познавательном отношении.

Елена Рерих утверждает, что Агни Йога написана под руководством Великих Учителей — Махатм Востока. Также она заявляет, что Е. П. Блаватская — основатель теософского движения в Европе в конце XIX века написала свой труд (Тайная Доктрина) руководимая теми же Великими Учителями.

Агни Йога является частью одного Учения, передаваемая человечеству Великими Учителями через посредников. И если мы говорим о наличии священного текста, неоспоримого и являющегося источником Истины, некого «Священного писания» для всех последователей Рерихов, то это не будет только Агни Йога. Итак, состав книг, дающих эзотерическое знание:

- Е. П. Блаватская «Тайная Доктрина».

- Книги Ф. Ла Дью «Учение Храма», записанные в Калифорнии в начале 20 века под руководством Учителя Иллариона

- Письма Махатм (Перевод с английского осуществила Елена Рерих)

- Агни Йога

- Работы учеников Николая Рериха: Б. Н. Абрамова, А. Хейдока, Спириной, Уранова (псевдоним)

- Конкордия Антарова «Две Жизни»

- Письма Елены Рерих. Эти письма представляют собой в некотором смысле комментарии к Живой Этике.

Уже во времена деятельности Блаватской (или сразу после её смерти) появилось достаточно большое количество претендентов на «связь с Учителями», следовательно, претендентов на возможность получения истинных знаний «из первых рук». Елена Рерих берет на себя задачу «очищения основ Учения» и указывает на имена тех авторов, которые, как она утверждает, после ухода Блаватской «утратили связь с Учителем». Таким образом «контакт с Учителем» становится синонимом слова «истинность».

Итак, по утверждению Елены Рерих,

- произведения А. Безант при жизни Е. П. Блаватской, то есть под её руководством, были написаны «при участии Учителей». После ухода Блаватской труды А. Безант стали не истинными.

- Алиса А. Бейли – ученица черного учителя. Её книги просто опасны.

- «…Р. Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим лучом»

Кратко об основах Живой Этики.

Живая этика представляет собой многотомное собрание высказываний Учителя («записанных» Еленой Рерих), разделенное на 14 книг по самым различным вопросам. Текст представляет собой «беседы» Учителя и учеников.

Основная идея Живой Этики – дать представление о стихии огня, которая, как утверждается, является основой всего сущего.

Характерно то, что отсутствует какое либо внешнее логическое обоснование всех высказываний. Агни Йога – это именно беседы по различным темам. Затрагивается огромное количество тем и сюжетов. Чаще всего приводятся примеры из жизни и на этих примерах показывается действие огненной стихии.

Нет никакого определенного содержания, последовательности текста. Говоря о структуре текста, единственное на что можно указать, это то, что в каждой последующей книге высказывание на определенную тему углубляется.

Например, вопрос о смерти. В первой книге «Зов» говорится, что «смерть – стрижка волос не более». В четвертой книге «Знаки Агни Йоги» указывается, что смерть – это некий переход и важно в момент смерти устремить «сознание в высшие сферы». А в восьмой книге «Сердце» указывается на то, что к этому переходу можно и нужно готовиться заранее, в течение всей жизни. И в последующих книгах говорится уже о том как готовиться.

Если провести сравнение этих высказываний о смерти-переходе с Тибетской книгой мертвых, то можно найти некоторые аллюзии, но при этом не следует забывать, что на страницах Агни Йоги нет каких-либо мифологических картин, то есть любой сюжет предлагается с целью изменить, направить сознание читателя, а не описать какой либо мир, что-либо показать. Если в Тибетской книге мертвых есть описания божеств, то в Агни Йоге не может быть ничего подобного. Обо всем говорится намеками. Очень редко упоминаются исторические имена.

Особое внимание следует уделить понятию Иерархии, одному из центральных понятий Живой Этики. Например, православные апологеты критикуют Живую Этику, предполагая, что понятием Иерархия заменяется понятие Бога.

Иерархия — некая цепь ученичества и Учителей в самом широком понимании. В Агни Йоге говорится о Иерархии, как о «фокусе», через который появляются энергии. Из письма Е. И. Рерих: «Каждая страна должна иметь свой фокус в виде главы государства, каждая политическая партия имеет своего лидера, каждая фирма, предприятие, учреждение имеют своего главу. Каждая энергия должна быть сфокусирована, чтобы проявиться. В Космосе вся эволюция, все развитие зиждется на этих зернах, фокусах, узлах, звеньях Иерархии, называйте их как хотите!»

Для Агни Йоги характерна некоторая внешняя неопределенность. Здесь проще начать с примера. Один из центральных вопросов – это вопрос о материальности духовной субстанции. Для Живой Этики, дух – это утонченная (рафинированная) форма материи. В то же время едва ли возможно говорить, что учение Живой Этики материалистично, потому что постоянно говорится об иных мирах (точнее о дальних мирах), о других формах жизни. С одной стороны, в Агни Йоге постоянно упоминается о возвышении сознания; о высшем мире автор буквально твердит на каждой странице в книге «Иерархия» и «Мир Огненный», а, с другой стороны, напоминается о практичности земной жизни, о красоте и необходимости земной жизни. Другой пример касается науки и научного понимания мира. «Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука» («Община» § 154 ). Но, с другой стороны, в Учении нет последовательной системы понятий, нет логических доводов, нет ни малейшего намека на попытку доказать предлагаемые идеи. В Учении нет никаких внешне логических посылок, выводов, доводов, аргументаций. Мысль подается в размере одного абзаца, и одним абзацем заканчивается.

Сама попытка дать какую-либо характеристику Агни Йоги как текста научного, философского, или мистического заведомо обречена на провал. Даже досконально изучив текст, каждый воспримет что-то для себя индивидуально, либо не воспримет ничего, а только набор слов.

Что же дает Агни Йога тем, кто её читает? Ограничимся пока констатацией факта, что книга, по печатному объему примерно равная христианской библии, полностью состоящая из высказываний этического характера, пользуется большой популярностью в России. Её именно читают, изучают.

Обсуждение:

Пахомов С. В.: Учение Рерихов можно рассматривать как синтез религии, философии и науки, как религия оно ускользает от этого определения «религия», как философия тоже, его можно воспринять только как некое триединство. С другой стороны, учение очень сложное, создающее впечатление, что оно несет нечто чрезвычайно важное современному человечеству. Если есть такой усложненный язык, почему нельзя представить учение серией последовательных шагов, где эта чрезвычайно важная для всего человечества информация будет изложена достаточно систематизировано, пусть даже в виде какой-то школы, как у пифагорейцев? Получается, что есть Учителя и есть Рерихи, и нет никакого продолжения, нет учеников. Могут быть последователи, но они не составляют линии, преемственности. Почему нет какой-то школы, где четко излагалось бы учение? Получается, что кроме Рерихов учеников нет.

Чернеевский А. П.: Согласно Агни-Йоге, уровень сознания Учителя настолько велик, что с ними могли общаться только Блаватская, Рерихи и еще немногие, а все остальные- воспринимать учение только через них.

Будникова Ю. Ю.: С Христом тоже с какого-то момента перестали общаться напрямую.

Пахомов С. В.: Но в христианстве была создана церковь, организация со своими правилами.

Будникова Ю. Ю. Эта организация возникла уже после Христа, это уже стадия идеологии. Церковь в понимании Христа и церковь как институт следует различать. И Христос, и Будда создавали общину, и Рерихи в свою очередь много писали об общине и общинном сознании, при этом они говорили, что общинники не обязательно должны быть соединены общей инициацией, работой, стенами, географической точкой. Общинники - понятие мобильное, иногда им нужно работать в разных местах. Это именно общность в духе, а не искусственная объединение.

Пахомов С. В.: Но в раннем христианстве не было эзотерического учения, набор положений Библии более-менее понятен. А у Рерихов присутствует принципиальная непонятность с самого начала, необходимость приникания к Учителю либо к ближайшему ученику Учителя, например, к Елене Рерих.

Будникова Ю. Ю.: Напротив, здесь много понятных вещей, настолько понятных, что у некоторых возникает впечатление, что им понятно все. Есть этапы постижения, и Рерихами было очень много сделано для того, чтобы эту поэтапность можно было соблюдать. Письма Е. Рерих и работы Н. Рериха как раз и готовят к пониманию важных вещей. Рериховские общества как раз и начинают со знакомства с творчеством самих Рерихов, с их текстами, которые дальше уже помогают узнать, что же говорили сами Учителя.

Пахомов С. В.: А Вы могли бы сами выстроить такую последовательность, линию развития для тех, кто начинает знакомиться с творчеством Рерихов и мечтает заниматься по их практикам?

Будникова Ю. Ю.: Теоретически такую линию можно выстроить, хотя практически здесь очень многое зависит от уровня сознания, образования, от исходной позиции, от интересов. Знакомство с творчеством Н. Рериха и с его учением о культуре будет хорошим началом. Хотя учение очень сложно, но сами Учителя говорили Рерихам, что лозунгом эпохи, путем развития человечества на современном этапе должна стать культура. Рерих создал особое антропологическое учение о культуре, о том, что культура влияет на все аспекты существования человечества прямым образом. Дальше уже можно двигаться к каким-то более сложным эзотерическим понятиям. При этом у человека должно быть изначально религиозное мироощущение – готовность воспринять не слишком очевидные вещи. Рериха знают как художника, как путешественника, общественного деятеля, философа, поэтому, например, склонного к искусству человека заинтересуют его картины, а затем появиться интерес к смыслу и содержанию этих картин. Поэтому дальше последует обращение к текстам. Это очень сложный и долгий процесс.

Чернеевский А. П.: По поводу образования школы можно привести слова Учителя Кут-Хуми о том, что современное человечество еще к этому не готово. Численность рериховцев в России около ста тысяч (информация из рериховского журнала 2000 года, но я полагаю, что таков общий тираж Агни Йоги, изданной в России). А в Книге Озарения есть слова Учителя, что когда «под знаменем духа соберется миллиард, это будет знак Его войска».

Будникова Ю. Ю. Здесь имеются в виду люди, которые это учение принимают как руководство к жизни.

Вопрос: Какая космология развивается авторами, а также каково учение о началах и структуре реальности?

Чернеевский А. П.: Применительно к «Агни-Йоге» сложно задавать такой вопрос, потому что она является продолжением «Тайной доктрины». В «Агни-Йоге» говорится о трех мирах – огненном, тонком, физическом, они подробно обсуждаются, описывается то, как мы их ощущаем. Это уровни материи и энергии, которые пребывают в разных формах, в том числе невидимых.

Будникова Ю. Ю.: В книгах «Агни-Йоги» это все довольно неясно указано, и еще и потому, что сами Великие Учителя понимали, что они создают некий мета-текст. Но Е. И. Рерих дает для учеников много подробных объяснений в переписке. Из них видно, что «Тайная доктрина» и «Агни-Йога» имеют одну космологию. Но в любом случае, в учении есть более важные вещи, чем космология.

Пахомов С. В.: У Блаватской есть некий главный центр, есть Абсолют, как он представлен в «Агни-Йоге», он тоже материален?

Будникова Ю. Ю.: Праматерия существует до начало нового цикла, она начинает развиваться, когда на нее отражается божественный принцип. Блаватская в комментариях к «Тайной доктрине» отвечала на подобные вопросы, используя индийскую терминологию, понятия восточной философии. Духовное, с которым мы имеем дело, духи и ангелы христианства - это все-таки хотя и разные, но очень тонкие формы материи. Здесь гораздо лучше пользоваться понятием энергия. То, что в западной философии может называться духом, «Агни-Йога» объясняла бы как те или иные формы энергии, в частности, относящиеся к Огненному миру.

Вопрос: Какова рецепция Агни-Йоги в российском религиозном процессе? Как она действует на уровне культа? Существуют ли общины?

Чернеевский А. П.: Общин не существует. В России есть общества, которые занимаются культурной деятельностью. Есть общество «Новый Акрополь», но это теософы, к рериховскому движению отношения не имеют, хотя принимают Агни-Йогу.

Пахомов С. В.: В тексте неоднократно встречается призыв к толерантности, терпимости. Насколько это вяжется с заявлениями Е. Рерих, касающихся А. Бейли и других? Почему рериховцы не могут встроиться в систему классической теософии? Если в теософии и рериховском движении одни и те же Учителя, почему внутри движения постоянно присутствуют конфликты?

Будникова Ю. Ю.: Внутри христианства тоже много конфликтов. Такова человеческая природа, и это не вина Учителей.

Пахомов С. В.: Почему же доктрину Рерихов надо считать более предпочтительной, чем доктрину А. Бейли?

Чернеевский А. П.: Например, у А. Бейли есть призыв починяться одному руководителю, у Е. Рерих ничего подобного нет.

Пахомов С. В.: Но семья Рерихов подчинялась некоему одному голосу Учителя, как следует из их дневников и писем. Это было очень жесткое руководство. Об этом говорится и в книге Андреева «Гималайское братство».

Будникова Ю. Ю.: Книга Андреева – это литературный труд, там много искажений, подбора фактов в соответствии с точкой зрения автора, с его материалистическим мировоззрением. Рерихи развивались, как и свойственно людям, у них не было беспрекословного подчинения Учителям. Это было узнавание, они уже имели большой жизненный опыт, были готовы к восприятию эзотерических истин; это было добровольное принятие руководства Учителя, но речь не идет о беспрекословной подчинении. Е. И. Рерих должна была развить в себе определенные способности, чтобы иметь возможность записывать слова Учителя. Это не имеет отношения к медиумизму, она не была медиумом и не рекомендовала другим читать книги по медиумизму. Медиумизм – это проявления низшего психизма. Спиритизм – общение с низшими сущностями. Когда Рерихи интересовались спиритизмом еще в Петербурге – это были ступени их роста.

Чернеевский А. П.: Все-таки это вопрос веры. Если не считать авторитетами Е. и Н. Рерихов, то многое покажется сомнительным и непонятным. Всякий эзотерический путь предполагает четкое подчинение Учителю, во всяком случае, для непосредственных учеников Учителей.

Пахомов С. В.: Тогда обозначается два пути, очень жестко: либо ты последователь, либо материалист. Помимо Андреева существует масса разработок тех, кто искал Шамбалу, Махатм и книгу «Дзиан» в Тибете, в том числе, научным способом, но безрезультатно.

Будникова Ю. Ю.: Востоковед Рэйкл сравнивает книгу «Дзиан» с одним из текстов на тибетском языке, принадлежащем системе «Калачакра», и говорит, что это практически дословные цитаты из книги «Дзиан». Она – очень древний манускрипт, который осколками находится в более поздних текстах на Востоке.

Чернеевский А. П.: Недочеты в «Тайной доктрине» можно увидеть, но их можно увидеть и в Библии. Мне такая аналогия кажется уместной. Это вопрос веры, так это все-таки религия, откровение. Но это и наука, так как она апеллирует к современному научному знанию. Это не означает жесткой критики современной науки. В письмах Махатм говорится, что современная европейская наука им наиболее близка, но ее методы используются одномерно. В европейской науке преобладает экспериментальный метод, использующий различные приборы и устройства для познания мира, в учении Махатм таким прибором должен стать сам человек. Лучше эти способности реализуются на природе, за городом. В городе недостаточно психической энергии, загрязнена атмосфера. Необходимо настроиться соответствующим образом. Для этого используются известные аскетические принципы: аскетизм, монашество, молчание. Это можно делать в одиночестве, община объединена не организационно, а духовно, ее объединяет общее дело. Она не должна становиться обществом.

Пахомов С. В.: Однако многие великие личности и Учителя теософии и рериховского движения жили в городах. И рериховское движение фигурирует именно в городах.

Чернеевский А. П.: Нахождение Учителей в городах было продиктовано необходимостью выполнения своей миссии, в том числе, обучения учеников. Те, кто достиг каких-то уровней знания, никогда в этом не признаются, потому что скептическое отношение окружающих может сбить настройки их «психического прибора».

Будникова Ю. Ю.: А представители рериховского учения, может быть, и хотели бы жить за городом, но могли не иметь чисто материальных возможностей для этого. Но в Нижнем Новгороде есть община, участники которой живут в коттеджном поселке за городом. Это чисто технические моменты.

Пахомов С. В.: А каковы цели Рерихов, в том числе, конечная цель?

Чернеевский А. П.: Сиддхи, медиумические способности для Рерихов – это не цель. Цель – это расширение сознания, развитие творческих способностей, всестороннее развитие личности, а также культурная и образовательная деятельность. Конечная цель – это буддийское освобождение от воплощений. В космическом масштабе это очень долгосрочная цель.

Вопрос: Считаете ли вы движение Рерихов сектой? Что можно сказать о символике знамени Рерихов?

Чернеевский А. П.: Под сектой традиционно подразумевается какой-то отдел в религии, в современном варианте слово «секта» несет психологически-критический оттенок, что-то негативное. Поэтому сейчас принято говорить : «новое религиозное движение». Секта подразумевает подчинение культовой фигуре, собрания, психологическая интимность вокруг учителя. Но в рериховском движении нет секты, так как среди последователей не принято обсуждать Агни-Йогу, вера касается лично каждого, религиозный момент скрыт, об этом не говорится, не сообщается. Рерихи предостерегали от проповедования, от миссионерства, а призывали заниматься культурной деятельностью.

Будникова Ю. Ю.: Знамя Рерихов – три точки в круге. Наличие знамени как раз является признаком анти-секты, потому что этот знак встречается во всех религиях мира, именно поэтому он был выбран. Это один из древнейших символов, который встречается еще с каменного века. Он означает троичность, триипостасность. Это знамя было предложено использовать для охраны культурных ценностей как защитный знак. Рерих предлагал подписать пакт о защите культурных ценностей во время вооруженных действий, наиболее значимые произведения искусства должны были охраняться этим знаком.

Вопрос: Как относятся этнические буддисты к учению Рерихов?

Чернеевский А. П.: Прямого взаимодействия нет. Буддийские центры занимаются своей деятельностью, а рериховские центры своей. Буддизм и рериховское движение идут параллельно.

Будникова Ю. Ю.: Люди с высоко развитым сознанием всегда находили общий язык и пользовались взаимным уважением. Ю. Н. Рерих пользовался авторитетом среди высших буддийских иерархов. Буддизм и учение Рерихов не противоречат друг другу.