Пятнадцатый семинар состоялся 06 апреля 2010 г. С докладом "Основные направления исследований эзотеризма на Западе" выступила доктор философии, профессор славистики Университета им. И. Гутенберга (Майнц, Германия) Биргит Менцель.
Основные направления исследований эзотеризма на Западе
При формировании новой академической дисциплины всегда исходным пунктом является четкое определение объекта исследования, оправдание нового поля специализации и т. д. Ситуация же в области изучения эзотеризма осложняется еще и тем, что мы имеем дело с разными научными традициями и конвенциями. Поэтому неизбежно приходится объяснять специфику употребляемого понятия.
Эзотеризм на Западе, т.е. и в Америке, и в Западной Европе, стал темой академического исследования в кон це 1970-х гг., когда была основана первая религиоведческая университетская кафе дра в Париже, под руководством профессора истории религии Антуана Февра. Переименовав область академического изучения[1], Февр впервые выходит за рамки христианской традиции, включая в свое поле исследования также и современную эзотерику. Фeвр стал родоначальником концеп туализации и теоретической систематизации изучения эзотеризма на За паде.
В 1999 г. была создана кафедра «Истории герметической философии и свя занных с ней течений» в Амстердамском университете. Ее професcором стал Воутер Ханеграаф. В 2008 г. Ханеграаф опубликовал книгу «Скрытая история Эроса и сексуальности в западном эзотеризме»[2]. Центр Ханеграафа в Амстердамском университете – единственное академическое учреждение в Западной Европе, где можно получить полную магистратуру по предмету «Западный эзотеризм». Однако в его центре изучаются не толь ко герметические традиции, религии и философские учения, но и, гораздо шире, история всего западного эзотеризма.
В 2001 году было создано Европейское общество по изучению запад ного эзотеризма (ЕSSWЕ[3]), с международным составом правления. Пре зи дентом общества с 2005 г. является Воутер Ханеграаф. ЕSSWЕ ор ганизует международные конференции каждые два года в разных городах Европы. Первая инаугурационная конференция была организована в июле 2007 г. в Германии, она носила название «Создание традиции (прак тики и мифы (трансмиссии) европейской эзотеризма» («Constructing Tra dition. Means and Myths of Transmission in Western Esotericism»). Замечательно, что конференция эта проходила в швабском городке Тюбингене, в одном из самых старых университетов Западной Европы. Но, что еще более примечательно, это был центр пиетизма. То есть в немалой степени он был связан как с эзотеризмом, так и с борьбой с ним со стороны швабских пиетистов.
Bторая конференция прошла в 2009 г. во Франции, она носила назва ние «Столицы европейского эзотеризма и диалог культур (невидимые города)»[4]. Она была проведена в Центре межкультурных исследований университета Страсбурга (MISHA, Maison de Sciences de l`Homme). Хозяйкой этой конференции была на самом деле кафедра германистики, где давно изуча ются отношения мистицизма, эзотеризма с литературой и культурой (проф. Christine Maillard).
Третья конференция, по всей вероятности, пройдет в Венгии, в Сегеде, в 2011 г. Примечательно, что состав правления в 2009 г. пополнился венгерским членом организации Дьёрдем Шоньи (György E. Szonyi)[5], профессором англистики и истории в Европейском университете Сегеда, специалистом по оккультизму Нового времени. Таким образом ассоциация выразила интерес к расширению понятия «западного эзотеризма» в направлении Центральной и Восточной Европы.
Кроме Парижа и Амстердама, есть еще один институциональный центр изучения эзотеризма – это кафедра «Истории запад ного эзотеризма» в университете Эксетера (Англия), руководимая профессором Николасом Гудрик-Кларком. Там главный акцент ставится на изучении политического эзотеризма; например, исследуются отношения фашизма с оккультизмом. Международно признанным авторитетом в области изучения нацистского оккультизма Гудрик-Кларк стал благодаря своей книге «Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: ариософы Австрии и Германии, 1890 – 1935» (издания 1985, 1992, 2004 гг.), которая бы ла переведена в многие языки, в том числе на русский. Он опубликовал много работ по исто рии взаимоотношений эзотеризма и фашизма, мистическим аспектам нацио на л-социализма и неофашизма. Вот другие известные его книги: «Hitler's Priestess: Savitri Devi, the Hindu-Aryan Myth and Neo-Nazism» (1998, 2000), «Черное солнце» (2004).
Гудрик-Кларк является также руководителем Центра изучения эзотеризма в Эксетере (EXESESO). Итак, на кафедре и в этом центре в Эксетере изучаются не только политические аспекты эзотеризма и оккультизма. Там регулярно организуются конферен ции, публикуются диссертации, книги молодых исследователей эзотериз ма, таких как, например, книга Sofia Wellbeloved о философской систе ме Георгия Гурджиева («Gurdjieff: The Key Concepts». London and New York: Routledge, 2003[6]).
Под руководством А. Феврa, В. Ханеграафа, Н. Гудрик-Кларка и других крупных специалистов развиваются исследования молодых ученых со всей Европы. Кстати, амстердамскую кафедру финансирует не государство, а частная нидерландская меценатка Розали Бастен.
В США в 2002 г. была основана Ассоциация исследования эзотеризма «The Association for the Study of Esotericism» (www.aseweb.org), президентом которой является Артур Верслуис (Университет штата Мичиган).
Bпервые академическое определение терминов дается в «Словаре гнозиса и западного эзотеризма» (2005).
Февр предлагает концепцию эзотеризма как форму мысли. Свое определение он основывает на классических религиозно-философских течениях ХV-ХVII вв. (каббала, алхимия, учение Парацельса, а также христианс кая теософия, движение розенкрейцеров), но его можно употреблять и в современном контексте.
Февр выделяет 6 критериев для опознания эзотеризма:
1) мышление в соответствиях,
2) идея живой, одушевленнoй природы («панпсихизм», идея мыслящего космоса),
3) воображение и посредничество (медиация),
4) опыт трансмутации,
5) идея фундаментального соответствия нескольких или всех духовных традиций,
6) идея более или менее тайной передачи духовного знания (трансмиссия), т. е. идея посвященного эзотерика, избранности, учителя и т. д.
Тесно сотрудничая с Февром, В. Ханеграаф развивал теоретическую кон цепцию эзотеризма все-таки в несколько другом направлении. Он исследует западный эзотеризм в более эмпирическом контексте и видит его как поро ждение так называемого «большого полемического нарратива». Т. е. это вытесненные на периферию научного дискурса традиции, «запрещенное знание»[7].
«Возможно, никакая иная область религиоведческих исследований не постра дала столь серьезно от предвзятости, чем та, которой посвящен данный сло варь. Ибо он охватывает практически все течения и феномены, которые в то или иное время воспринимались как сомнительные (ошибочные, ере ти ческие, иррациональные, опасные, вредные или просто нелепые) с точки зрения признанной религии, философии, науки и академических иссле до ваний»[8].
В течение 1990-х гг. произошел раcцвет междисциплинарных исследований по эзотеризму;[9] пусть с опозданием, но он пришел и в Германию. Это опоздание имеет разные причины. Во-первых, для немецких интеллектуалов послевоенной эпохи типичным было ка те горическое неприятие так называемых мистических, иррациональных аспектов и современных, и прошлых культур. Тема эзоте риз ма, оккультизма, мистицизма полностью отвергалась немецкими интел лектуалами, отвергалась как зараза фашизма, иррационализма. Было со вер шенно невозможно, например, защищать какую бы то ни было диссер тацию на такую тематику вплоть до конца 1980-х гг. Во-вторых, это связано с влиянием философии франкфуртской школы (Т. Адор но, М. Хоркхаймер и др.). Благодаря ей долгое время доминировал крайний скептицизм ко всем направлениям иррационализма. Но это же влияние до сих пор тормозит и всякое непред взятое изучениe феноменов эзотеризма (тем более эзотеризма 20 в.), так же как популярной культуры, в немецкой гумани тар ной академической сфере.
Одновременно появились как отдельные монографии со словом «Оккуль тизм» или «Эзотеризм» в названии, так и междисциплинарные проекты, например, крупный исследовательский проект «Линия разграничения между евро пейском Просвещением и эзотеризмом» в мeждисциплинарном центрe по изучению европейского Просвещения в университете Халле. Не так давно (в марте) там завершился третий конгресс на эту тему.[10]
Знаками формирования нового междисциплинарного поля изучения запад ного эзотеризма (а также «оккультизма»[11]) в 1990-е гг. являются следующие:
1) Словари, энциклопедии с определением понятий
- «Dictionary of Gnosis & Western Esotericism, in coll. with Antoine Faivre, Roelof von den Broek, Jean-Pierre Brach, Brill: Leiden-Boston, 2006 (Словарь гнозиса и западной эзотерики)
- “Handbook of New Age, ed. Daren Kemp, James R. Lewis, Brill: Leiden-Boston, 2007“[12]
2) в более широком обществен ном контексте, особенно в Америке,[13] крупные выставки, каталоги.
Первыми широко известными в мире гуманитарными проектами в данной теме были две искусствоведческие выставки: «Спиритуальное в искусстве. Абстрактная живопись с 1890 по 1985», под редакцией Мориса Тухмана, Эдварда Вайсбергера. Лос-Анджелес, 1986, и «Оккультизм и авангард. От Мунка до Мондриана 1900-1915». Франкфурт-на-Майне) Бремен: Эдитион Тертиум, 1995. Здесь впервые переосмыслялась история искусства, культура модер низма в контексте раскрытия ранее вытесненных традиций, идей, практик оккуль тизма и эзотеризма.
«Оккультизм в фотографии» (The Perfect Medium. Photography and the Occult (New Haven), ed. Clément Chéroux, Pierre Apraxine, Andreas Fischer, Yale UP, 2005. Мне кажется правильным, что издатели отказываются дать определение понятия оккуль тизма. Они не хотят решать, существуют ли оккультные силы, энергии, влияния, которые отражаются в фотографии, или нет. Они ограничиваются презентацией, иллюстрацией основных направлений оккультизма в фото графии.
Здесь три раздела:
1) фотографии призраков,
2) фотография жидкости / флюидов,
3) фотографии медиумов.
Выставка была показана в Вене в 1999 г., в Лондоне, в австралийской столице Канберре в Стокгольме в 2003 г. и в Нъю Иорке в 2005 г.
Издатели пишут в предисловии:
«Общий знаменатель большинства, если не всех, тенденций, подпадающих под обозначение “оккультного”, состоит в том, что они в том или ином смыс ле относятся к вещам, выходящим за пределы общепринятого в куль ту ре набора истин. Иначе говоря, мы здесь имеем дело со взглядами (claims), противоречащими здравому смыслу или стандартизованному (науч ному или религиозному) знанию. Именно это противоречие обще при нятым воззрениям и превращает оккультизм в нечто странное, таинст вен ное и необъяснимое. Сама природа оккультного имеет дело с предста влениями, которые не созвучны, противопоставлены привычному знанию».
В каталоге выставки, вместе с научными статьями, впервые собраны 2000 фотографий Американского общества психических иссле дований и Фрайбургского института исследования пограничных явлений пси хологии[14].
3) в академической среде: рост числа тематических конференций, а также в рамках традиционных дисциплин, и в междисциплинарных конгрессах, с новыми подходами
Например, в Турку (Финляндия) прошел первый скандинавский конгресс в 2007, там была представлена эзотерическая тематика. Вообще, в скандинавских странах очень активно исследуется эзотеризм (неоязычество, мифология, новые религиозные течения).
4) Значительный рост числа публикаций, посвященных эзотеризму или оккультизму
а) Оккультизм как тайная, подавленная, не раскрытая история медиа от Гутенберга до Интернета (Дёринг-Мантойфель). Автор – немецкий антрополог из Аугсбургского университета, она изучает и понимает оккультизм как исторически непрерывную «тень просвещения»: Döring-Manteuffel, Sabine: Das Okkulte. Eine Erfolgsgeschichte im Schatten der Aufklärung. Von Gutenberg bis zum World Wide Web, Berlin: Siedler 2008.
б) Взаимоотношения эзотеризма с Европейским Просвещением (Neugebauer-Wölk, Monika (Hg.): Aufklärung und Esoterik, Hamburg: Felix Meiner, 1999).
в) Юлия Маннхерц, молодой историк, раньше работала в университете Эрлангена, теперь в Оксфорде.[15]
Оккультизм также исследуется как феномен популярной культуры, в основном как феномен модернизма, кризиса ценностей, массового общества начала XX в.; этот аспект особенно востребован в англо-американской культурологии.
Налицо общее признание новых тезисов, я бы даже сказала, парадигм в области искусствоведения, истории культуры: например, в связи с основой абстрактного искусства в европейском авангардизме начала XX в.
г) Недавняя публикация сборника статей «Эзотерика в Баухаус» (2009). Крупная выставка в Берлине (2009).
Есть различные монографии об эзотеризме в литературе, от романтизма до модернизма. Например: Stockhammer, Robert: Zaubertexte: Die Wiederkehr der Magie und die Literatur, 1880-1945, Berlin 2000; Stahl-Schwetzer, Henrieke: Renaissance des Rosenkreuzertums. Initiation in Andrej Belys Romanen, Frankfurt: Peter Lang, 2002. Ilya Vinitsky: Modern Spiritualism and Russian Culture, Toronto UP, 2009.
Темy эзотеризма вообще невозможно серьезно исследовать в рамках только одной дисциплины, она настолько широка, что требует как можно более широкого подхода. Основные дисциплины, в которых производятся исследования: религиоведение, история, философия, филология, искусствоведение.
Cамые интересные исследования, за пределами споров о понятиях, за пределами разграничения поля исследования, происходят на грани дисциплин. Они смело выходят в «открытое поле», например, исследование взаимоотношений религиоведения и физики (космология квантовой физики и недогматических религий), отношения эзотеризма с телом, физиологические аспекты эзотеризма (аскетизм или освобождение сексуальности, враждебность к телу, сексуальности, эросу в традиционных монотеистических религиях, как и в большинстве, но не во всех, эзотери чес ких традициях).
Недавнюю нобилитацию исследований эзотеризма, т.е. полную институализацию, по-моему, следует все же считать «cum grano salis». При всем удовлетворении от признания значения традиций, которые испокон века были исключены из западной историографии, следует рассматривать это с некоторым скептицизмом: мы знаем, и не только от социолога Пьера Бурдье, что составление новых академических дисциплин всегда связано с борьбой за власть, за репутацию и признание, всегда связано со спорами о распреде ле нии позиций в академическом поле, в материальном и в символическом зна че нии - монополии на автори тар ное определение понятий, методов, подходов и, следовательно, здесь уже играют роль будущие финан совые средства на дальнейшее исследование и т. д.
Oпределение понятий Антуана Феврa подвергалось отчасти резкой кри тике, особенно со стороны немецких исследователей (например, в течении дискурсив ной теории: они упрекают его в эссенциализме, считают, что иссле дователь конструирует объект своего исследования, т.е. эзотеризма, в про цессе рассуждения, а потом декларирует это как объективно существу ю щие исторические традиции), но я не соглашусь с большей частью этой кри тики.
В связи с темой эзотеризма мне кажется важным обращать вни мание на то, что всегда были серьезные исследователи этой темы вне рамок академических институтов.[16]
Возникают споры, проблемы методологии, а также основного подхода. Например, Дёринг-Мантойфель обсуждает историю оккультизма как теневую, комплементарную сторону просвещения, с критически дистанци рованной перспективы франкфуртской школы рационализма. По-моему, такой подход слишком ограничен и исключает важные аспекты, слепые точки культурологии последних четырех десятилетий (такие как история полити ческих идей, социальная история или история эстетических форм и выра жений, семиотики и т. д.).
[1] Антуан Февр был приглашен на кафедру «Истории христианской эзотерики» в 1979 г. Эта кафедра была создана еще в 1965 г., а при Февре она была переименована в «Историю эзотерических и мистических учений в Европе эпохи Нового времени и современности».
[2] Hanegraaff Wouter. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden, Boston et al: Brill, 1996, State Univ. of NY Press, 1998; (Ed. with Jeffrey J. Kripal). Hidden Intercourse: Eros and Sexuality in the History of Western Esotericism. Leiden: Brill, 2008. С 2005 он президент ESSWE. Он является членом редколлегии журналов «Religion», «Numen», «Religion Compass» и «Esoterica», и входит в консультативный совет «Journal of Contemporary Religion and Nova Religio». См.: http://home.medewerker.uva.nl/w.j.hanegraaff/
[3] http://www.esswe.org/
[4] http://villesinvisibles.misha.fr/sites/15/File/programmeesswe.pdf
[5] http://www.ceu.hu/profiles/faculty/gyorgy_szonyi
[6] http://www.gurdjieff-books.net/authors/sw/sw-bio.php/
[7] Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. 2005, Р. xiii.
[8] W. Hanegraaff. Forbidden Knowledge. Anti-Esoteric Polemics and Academic Research, in: Aries vol. 5, No. 2, 2005, 225-254; здесь цитируется по статье В. В. Жданова: «Изучение эзотеризма в Западной Европе: институты, концепции, методики», опубликованной в сборнике «Мистико-эзотерические движения в теории и практике. история, психология, философия / Вторая международная научная конференция: сборник материалов. Санкт-Петербург, 2009. С. 17.
[9] См. обзор новейшего развития в направлениях западного эзотеризма: W. Hanegraaf: The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture, in: Peter Antes, Armin W. Geertz& Randy R. Warner (eds.): New Approaches to the Study of Religion,, I. Religional, Critical and Historical Approaches, Berlin: Walter de Gruyter, 2004.
[10] Aufklärung und Esoterik – Wege in die Moderne / Enlightenment and Esotericism – Ways into Modernity. http://www.izea.uni-halle.de/veranst.htm
[11] «Понятие «оккультизм» включает в себя весь спектр психологических, физиологических, космологических и спиритуальных феноменов, а также область тайных наук (астрология, алхимия) и мистичеcких традиций основных мировых религий (каббала, суфизм, веданта и т. д.). Оккультное всегда включает в себя одновременно теоретический, или философский уровень и множество практик, посредством которых индивидуум может познать высшее божество. Этот опыт рассматривается как путь к спасению и обожествлению земного существования человека» (Maria Carlson: No Religion Higher Than Truth. A History of the Theosophical Movement in Russia 1875-1922, Princeton UP 1993. Р. 10).
Со стороны Русской православной церкви оккультизм демонизируется как опасная секта, а с недавнего времени проводятся политические и правовые кампании против оккультизма как внутри церкви, так и вне ее. Возможным объяснением такой позиции может служить тот факт, что в России граница между православием и мистически-эзотерическими учениями всегда была менее четкой, чем на Западе. В России вместо «оккультизм», «эзотерика» в общем чаще используется понятие «мистика».
[12] New Age не имеет статуса самостоятельной религии, так как не располагает отдельной программой и догматами; это движение нельзя назвать «новой религией» ввиду его тесной связи со старыми религиями; «новым религиозным движением» New Age также не является, поскольку оно не организовано, не оформлено и не отграничено от «социальных движений».
[13] В Америке кафедр «новых религиозных движений» гораздо больше.
[14] В названии этого института, который был основан в 1950-е гг. и ассоциирован при университете Фрайбурга («элитный университет» с не давнего времени), была попытка избежать сомнительного термина «парапсихология». В этом институте, кстати, находится самая крупная библиотека по эзотеризму, оккуль тизму, парапсихологии в Германии. 15 экспертов, по специальности в основном психологи, занимаются там и практической консультацией аномальных, рационально не обьяснимых явлений, встречающихся в опыте разных людей, а так же иссле дованиями истории парапсихологии (организуют регулярные циклы лекций). Этот институт давно стал центром исследований для специалистов, разу меется, самых разных сфер исследований, связанных с тематикой, в том числе и русских исследователей.
[15] Mannherz, Julja: The Supernatural and Claims of Scientificity in Russian Popular Culture 1875-1914' in The Role of Magic in the Past: Learned and Popular Magic, Popular Beliefs and Diversity of Attitudes. (Bratislava, 2005) pp. 227-244; Mannherz, Julja: 'Geistererscheinungen und ihre Zeugen: Geschichtenerzählen zwischen Positivismus und Spiritismus im späten Zarenre ', WerkstattGeschichte. Vol 44 (2006) pp. 81-96; Mannherz, Julja:'Die Geister und der Dumaabgeordnete Graf Orlov-Davydov: Gespenster und Politik im späten Zarenreich' in Gespenster und Politik . (2007) pp. 235-252.
[16] Например, многолетнее исследо ва ние в области древней филологии было сделано исследователем, кото рый получил высшее образование в Оксфорде, Кембридже и т. д., а потом стал так называемым независимым исследователем: это Петер Кингс ли с книгой «Древняя философия, мистицизм и магия. Традиция Эмпе докла и Пифагора». Совершенно замечательное иссле до вание, которое буквально произвело революцию в основах дисциплины. См.: Ancient Philosophy, Mystery and Magic. Empedocles and Pythagorean Tradition (Oxford, UK: Oxford University Press, 1995). In the Dark Places of Wisdom. Published in North America by Golden Sufi Center Publishing (Inverness, CA, 1999) and in the UK by Duckworth (London, 2001); http://www.peterkingsley.org/
Обсуждение:Вопрос: Принимают ли участие в исследования эзотерики на Западе нейрофизиологи, психофизиологи? Заинтересованы ли представители медицины в данных исследованиях?
Ответ: Такие направления исследований существуют. Активно исследуются сферы альтернативной медицины, шаманизма, целительства. Но это не связано с гуманитарной сферой.
Вопрос: Должна ли психология быть в числе дисциплин, занимающихся исследованиями оккультизма?
Ответ: Я слежу в основном за сферой гуманитарных дисциплин (искусствоведение, история, филология, религиоведение, философия). Здесь имеется широкое поля для исследований трансперсональной психологии, и такие исследования ведутся.
Вопрос: В России с 90-х годов очень развита оккультная практика. Каково положение с оккультной практикой в Европе?
Ответ: Оккультизм сейчас стал мейнстримом, в последние 10 лет во всех крупных городах, во всех книжных магазинах появилось множество подобной литературы. На это явление можно смотреть с точки зрения социолога, психолога или культуролога. Это уже массовое социологическое явление, его просто нужно изучать с разных точек зрения.
Вопрос: Эзотерика и оккультизм всегда существовали в культуре, временами они выходили на первый план, временами уходили в область маргинальных представлений. Как Вы объясняете всплеск интереса к эзотерике, мистике, оккультизму на рубеже 19-20 веков и в наши дни?
Ответ: Мне кажется, это знак того, что обществу не хватает чего-то фундаментального. Это ценностный кризис, в том числе и религиозный.
Вопрос: Интерес к эзотерике имеет компенсаторную функцию, или это, возможно, новое магистральное направление культуры?
Ответ: Мне кажется, имеет место и то, и другое, последнее даже в большей степени. В России сейчас общество очень сильно переживает ценностный кризис постатеистического общества, и это одна из важнейших предпосылок того, что происходит сейчас.
Вопрос: Существуют ли в Европе какие-то публикации по теме оккультизма в России?
Ответ: В 1994 году выходил сборник на английском «Оккультизм в русской и советской культуре». В следующем сборнике мы планируем также опубликовать статьи на тему обстановки в России.
Вопрос: В каких академических журналах публикуются специалисты по изучению эзотерики?
Ответ: Существует множество журналов, прежде всего, специализированный амстердамский журнал «Aries», есть и другие журналы на английском языке.
Вопрос: Существуют ли формальные критерии, которые позволяют считать научными исследования в области эзотерики?
Ответ: Те специалисты, которые сами являются приверженцами какой-либо эзотерической традиции, могут выступить на конференции, но их работы не будут включены в сборник.
Вопрос: Среди изданного в последние годы по эзотеризму есть ли какие-либо работы обобщающего, философско-методологического характера?
Ответ: Есть такие работы на английском языке.
Вопрос: Как вы считаете, возможно ли создание отдельной науки именно для изучения эзотеризма, со своим комплексом методов, которые могут быть взяты из религиоведения, психологии, философии?
Ответ: Я придерживаюсь теории Воутера Ханеграафа, что эзотеризм всегда был частью культуры, но был вытеснен на ее периферию. Особая дисциплина, изучающая эзотеризм, может быть создана именно как реакция на это вытеснение.
Вопрос: Какого определения оккультизма вы придерживаетесь?
Ответ: Под оккультизмом следует понимать весь спектр психологических, физиологических, космологических, духовных феноменов, а также область арканных наук (астрология, алхимия), которые ассоциируются с мистическими традициями основных мировых религий. Оккультизм всегда включает в себя теоретический, философский концепт и множество практик, чем отличается от эзотеризма. Практики, посредством которых индивид может создать высшее божественное знание и сознание. Этот опыт рассматривается как путь к спасению, обожествлению земного существования человека. Эзотеризм – это в основном стремление к высшему знанию. Оккультизм не обязательно сопряжен с понятием божественного, это может быть сила, энергия, что-то необъяснимое.
Вопрос: Не считаете ли вы, что для российской среды определение оккультизма требует уточнения?
Ответ: Существует понятие американского исследователя Патриджа: оккультура, или культовая среда. Концепция культовой среды включает в себя именно эти феномены оккультизма в условиях идеологического давления.
Вопрос: Вы начали свой обзор с концепции Антуана Февра, хотя многие считают Фрэнсис Йейтс пионеркой в области исследований эзотеризма. Согласны ли вы с этим?
Ответ: Фрэнсис Йейтс, безусловно, стояла у истоков изучения эзотеризма, но тогда нужно еще назвать Джеймса Веба, он тоже работал в 1970-е годы. У Йейтс была одна книга, но не целый центр, не исследовательский институт. Отдельные работы были, но я начала свой обзор именно с момента организации научного пространства, с институциализации изучения эзотеризма.
При формировании новой академической дисциплины всегда исходным пунктом является четкое определение объекта исследования, оправдание нового поля специализации и т. д. Ситуация же в области изучения эзотеризма осложняется еще и тем, что мы имеем дело с разными научными традициями и конвенциями. Поэтому неизбежно приходится объяснять специфику употребляемого понятия.
Эзотеризм на Западе, т.е. и в Америке, и в Западной Европе, стал темой академического исследования в кон це 1970-х гг., когда была основана первая религиоведческая университетская кафе дра в Париже, под руководством профессора истории религии Антуана Февра. Переименовав область академического изучения[1], Февр впервые выходит за рамки христианской традиции, включая в свое поле исследования также и современную эзотерику. Фeвр стал родоначальником концеп туализации и теоретической систематизации изучения эзотеризма на За паде.
В 1999 г. была создана кафедра «Истории герметической философии и свя занных с ней течений» в Амстердамском университете. Ее професcором стал Воутер Ханеграаф. В 2008 г. Ханеграаф опубликовал книгу «Скрытая история Эроса и сексуальности в западном эзотеризме»[2]. Центр Ханеграафа в Амстердамском университете – единственное академическое учреждение в Западной Европе, где можно получить полную магистратуру по предмету «Западный эзотеризм». Однако в его центре изучаются не толь ко герметические традиции, религии и философские учения, но и, гораздо шире, история всего западного эзотеризма.
В 2001 году было создано Европейское общество по изучению запад ного эзотеризма (ЕSSWЕ[3]), с международным составом правления. Пре зи дентом общества с 2005 г. является Воутер Ханеграаф. ЕSSWЕ ор ганизует международные конференции каждые два года в разных городах Европы. Первая инаугурационная конференция была организована в июле 2007 г. в Германии, она носила название «Создание традиции (прак тики и мифы (трансмиссии) европейской эзотеризма» («Constructing Tra dition. Means and Myths of Transmission in Western Esotericism»). Замечательно, что конференция эта проходила в швабском городке Тюбингене, в одном из самых старых университетов Западной Европы. Но, что еще более примечательно, это был центр пиетизма. То есть в немалой степени он был связан как с эзотеризмом, так и с борьбой с ним со стороны швабских пиетистов.
Bторая конференция прошла в 2009 г. во Франции, она носила назва ние «Столицы европейского эзотеризма и диалог культур (невидимые города)»[4]. Она была проведена в Центре межкультурных исследований университета Страсбурга (MISHA, Maison de Sciences de l`Homme). Хозяйкой этой конференции была на самом деле кафедра германистики, где давно изуча ются отношения мистицизма, эзотеризма с литературой и культурой (проф. Christine Maillard).
Третья конференция, по всей вероятности, пройдет в Венгии, в Сегеде, в 2011 г. Примечательно, что состав правления в 2009 г. пополнился венгерским членом организации Дьёрдем Шоньи (György E. Szonyi)[5], профессором англистики и истории в Европейском университете Сегеда, специалистом по оккультизму Нового времени. Таким образом ассоциация выразила интерес к расширению понятия «западного эзотеризма» в направлении Центральной и Восточной Европы.
Кроме Парижа и Амстердама, есть еще один институциональный центр изучения эзотеризма – это кафедра «Истории запад ного эзотеризма» в университете Эксетера (Англия), руководимая профессором Николасом Гудрик-Кларком. Там главный акцент ставится на изучении политического эзотеризма; например, исследуются отношения фашизма с оккультизмом. Международно признанным авторитетом в области изучения нацистского оккультизма Гудрик-Кларк стал благодаря своей книге «Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: ариософы Австрии и Германии, 1890 – 1935» (издания 1985, 1992, 2004 гг.), которая бы ла переведена в многие языки, в том числе на русский. Он опубликовал много работ по исто рии взаимоотношений эзотеризма и фашизма, мистическим аспектам нацио на л-социализма и неофашизма. Вот другие известные его книги: «Hitler's Priestess: Savitri Devi, the Hindu-Aryan Myth and Neo-Nazism» (1998, 2000), «Черное солнце» (2004).
Гудрик-Кларк является также руководителем Центра изучения эзотеризма в Эксетере (EXESESO). Итак, на кафедре и в этом центре в Эксетере изучаются не только политические аспекты эзотеризма и оккультизма. Там регулярно организуются конферен ции, публикуются диссертации, книги молодых исследователей эзотериз ма, таких как, например, книга Sofia Wellbeloved о философской систе ме Георгия Гурджиева («Gurdjieff: The Key Concepts». London and New York: Routledge, 2003[6]).
Под руководством А. Феврa, В. Ханеграафа, Н. Гудрик-Кларка и других крупных специалистов развиваются исследования молодых ученых со всей Европы. Кстати, амстердамскую кафедру финансирует не государство, а частная нидерландская меценатка Розали Бастен.
В США в 2002 г. была основана Ассоциация исследования эзотеризма «The Association for the Study of Esotericism» (www.aseweb.org), президентом которой является Артур Верслуис (Университет штата Мичиган).
Bпервые академическое определение терминов дается в «Словаре гнозиса и западного эзотеризма» (2005).
Февр предлагает концепцию эзотеризма как форму мысли. Свое определение он основывает на классических религиозно-философских течениях ХV-ХVII вв. (каббала, алхимия, учение Парацельса, а также христианс кая теософия, движение розенкрейцеров), но его можно употреблять и в современном контексте.
Февр выделяет 6 критериев для опознания эзотеризма:
1) мышление в соответствиях,
2) идея живой, одушевленнoй природы («панпсихизм», идея мыслящего космоса),
3) воображение и посредничество (медиация),
4) опыт трансмутации,
5) идея фундаментального соответствия нескольких или всех духовных традиций,
6) идея более или менее тайной передачи духовного знания (трансмиссия), т. е. идея посвященного эзотерика, избранности, учителя и т. д.
Тесно сотрудничая с Февром, В. Ханеграаф развивал теоретическую кон цепцию эзотеризма все-таки в несколько другом направлении. Он исследует западный эзотеризм в более эмпирическом контексте и видит его как поро ждение так называемого «большого полемического нарратива». Т. е. это вытесненные на периферию научного дискурса традиции, «запрещенное знание»[7].
«Возможно, никакая иная область религиоведческих исследований не постра дала столь серьезно от предвзятости, чем та, которой посвящен данный сло варь. Ибо он охватывает практически все течения и феномены, которые в то или иное время воспринимались как сомнительные (ошибочные, ере ти ческие, иррациональные, опасные, вредные или просто нелепые) с точки зрения признанной религии, философии, науки и академических иссле до ваний»[8].
В течение 1990-х гг. произошел раcцвет междисциплинарных исследований по эзотеризму;[9] пусть с опозданием, но он пришел и в Германию. Это опоздание имеет разные причины. Во-первых, для немецких интеллектуалов послевоенной эпохи типичным было ка те горическое неприятие так называемых мистических, иррациональных аспектов и современных, и прошлых культур. Тема эзоте риз ма, оккультизма, мистицизма полностью отвергалась немецкими интел лектуалами, отвергалась как зараза фашизма, иррационализма. Было со вер шенно невозможно, например, защищать какую бы то ни было диссер тацию на такую тематику вплоть до конца 1980-х гг. Во-вторых, это связано с влиянием философии франкфуртской школы (Т. Адор но, М. Хоркхаймер и др.). Благодаря ей долгое время доминировал крайний скептицизм ко всем направлениям иррационализма. Но это же влияние до сих пор тормозит и всякое непред взятое изучениe феноменов эзотеризма (тем более эзотеризма 20 в.), так же как популярной культуры, в немецкой гумани тар ной академической сфере.
Одновременно появились как отдельные монографии со словом «Оккуль тизм» или «Эзотеризм» в названии, так и междисциплинарные проекты, например, крупный исследовательский проект «Линия разграничения между евро пейском Просвещением и эзотеризмом» в мeждисциплинарном центрe по изучению европейского Просвещения в университете Халле. Не так давно (в марте) там завершился третий конгресс на эту тему.[10]
Знаками формирования нового междисциплинарного поля изучения запад ного эзотеризма (а также «оккультизма»[11]) в 1990-е гг. являются следующие:
1) Словари, энциклопедии с определением понятий
- «Dictionary of Gnosis & Western Esotericism, in coll. with Antoine Faivre, Roelof von den Broek, Jean-Pierre Brach, Brill: Leiden-Boston, 2006 (Словарь гнозиса и западной эзотерики)
- “Handbook of New Age, ed. Daren Kemp, James R. Lewis, Brill: Leiden-Boston, 2007“[12]
2) в более широком обществен ном контексте, особенно в Америке,[13] крупные выставки, каталоги.
Первыми широко известными в мире гуманитарными проектами в данной теме были две искусствоведческие выставки: «Спиритуальное в искусстве. Абстрактная живопись с 1890 по 1985», под редакцией Мориса Тухмана, Эдварда Вайсбергера. Лос-Анджелес, 1986, и «Оккультизм и авангард. От Мунка до Мондриана 1900-1915». Франкфурт-на-Майне) Бремен: Эдитион Тертиум, 1995. Здесь впервые переосмыслялась история искусства, культура модер низма в контексте раскрытия ранее вытесненных традиций, идей, практик оккуль тизма и эзотеризма.
«Оккультизм в фотографии» (The Perfect Medium. Photography and the Occult (New Haven), ed. Clément Chéroux, Pierre Apraxine, Andreas Fischer, Yale UP, 2005. Мне кажется правильным, что издатели отказываются дать определение понятия оккуль тизма. Они не хотят решать, существуют ли оккультные силы, энергии, влияния, которые отражаются в фотографии, или нет. Они ограничиваются презентацией, иллюстрацией основных направлений оккультизма в фото графии.
Здесь три раздела:
1) фотографии призраков,
2) фотография жидкости / флюидов,
3) фотографии медиумов.
Выставка была показана в Вене в 1999 г., в Лондоне, в австралийской столице Канберре в Стокгольме в 2003 г. и в Нъю Иорке в 2005 г.
Издатели пишут в предисловии:
«Общий знаменатель большинства, если не всех, тенденций, подпадающих под обозначение “оккультного”, состоит в том, что они в том или ином смыс ле относятся к вещам, выходящим за пределы общепринятого в куль ту ре набора истин. Иначе говоря, мы здесь имеем дело со взглядами (claims), противоречащими здравому смыслу или стандартизованному (науч ному или религиозному) знанию. Именно это противоречие обще при нятым воззрениям и превращает оккультизм в нечто странное, таинст вен ное и необъяснимое. Сама природа оккультного имеет дело с предста влениями, которые не созвучны, противопоставлены привычному знанию».
В каталоге выставки, вместе с научными статьями, впервые собраны 2000 фотографий Американского общества психических иссле дований и Фрайбургского института исследования пограничных явлений пси хологии[14].
3) в академической среде: рост числа тематических конференций, а также в рамках традиционных дисциплин, и в междисциплинарных конгрессах, с новыми подходами
Например, в Турку (Финляндия) прошел первый скандинавский конгресс в 2007, там была представлена эзотерическая тематика. Вообще, в скандинавских странах очень активно исследуется эзотеризм (неоязычество, мифология, новые религиозные течения).
4) Значительный рост числа публикаций, посвященных эзотеризму или оккультизму
а) Оккультизм как тайная, подавленная, не раскрытая история медиа от Гутенберга до Интернета (Дёринг-Мантойфель). Автор – немецкий антрополог из Аугсбургского университета, она изучает и понимает оккультизм как исторически непрерывную «тень просвещения»: Döring-Manteuffel, Sabine: Das Okkulte. Eine Erfolgsgeschichte im Schatten der Aufklärung. Von Gutenberg bis zum World Wide Web, Berlin: Siedler 2008.
б) Взаимоотношения эзотеризма с Европейским Просвещением (Neugebauer-Wölk, Monika (Hg.): Aufklärung und Esoterik, Hamburg: Felix Meiner, 1999).
в) Юлия Маннхерц, молодой историк, раньше работала в университете Эрлангена, теперь в Оксфорде.[15]
Оккультизм также исследуется как феномен популярной культуры, в основном как феномен модернизма, кризиса ценностей, массового общества начала XX в.; этот аспект особенно востребован в англо-американской культурологии.
Налицо общее признание новых тезисов, я бы даже сказала, парадигм в области искусствоведения, истории культуры: например, в связи с основой абстрактного искусства в европейском авангардизме начала XX в.
г) Недавняя публикация сборника статей «Эзотерика в Баухаус» (2009). Крупная выставка в Берлине (2009).
Есть различные монографии об эзотеризме в литературе, от романтизма до модернизма. Например: Stockhammer, Robert: Zaubertexte: Die Wiederkehr der Magie und die Literatur, 1880-1945, Berlin 2000; Stahl-Schwetzer, Henrieke: Renaissance des Rosenkreuzertums. Initiation in Andrej Belys Romanen, Frankfurt: Peter Lang, 2002. Ilya Vinitsky: Modern Spiritualism and Russian Culture, Toronto UP, 2009.
Темy эзотеризма вообще невозможно серьезно исследовать в рамках только одной дисциплины, она настолько широка, что требует как можно более широкого подхода. Основные дисциплины, в которых производятся исследования: религиоведение, история, философия, филология, искусствоведение.
Cамые интересные исследования, за пределами споров о понятиях, за пределами разграничения поля исследования, происходят на грани дисциплин. Они смело выходят в «открытое поле», например, исследование взаимоотношений религиоведения и физики (космология квантовой физики и недогматических религий), отношения эзотеризма с телом, физиологические аспекты эзотеризма (аскетизм или освобождение сексуальности, враждебность к телу, сексуальности, эросу в традиционных монотеистических религиях, как и в большинстве, но не во всех, эзотери чес ких традициях).
Недавнюю нобилитацию исследований эзотеризма, т.е. полную институализацию, по-моему, следует все же считать «cum grano salis». При всем удовлетворении от признания значения традиций, которые испокон века были исключены из западной историографии, следует рассматривать это с некоторым скептицизмом: мы знаем, и не только от социолога Пьера Бурдье, что составление новых академических дисциплин всегда связано с борьбой за власть, за репутацию и признание, всегда связано со спорами о распреде ле нии позиций в академическом поле, в материальном и в символическом зна че нии - монополии на автори тар ное определение понятий, методов, подходов и, следовательно, здесь уже играют роль будущие финан совые средства на дальнейшее исследование и т. д.
Oпределение понятий Антуана Феврa подвергалось отчасти резкой кри тике, особенно со стороны немецких исследователей (например, в течении дискурсив ной теории: они упрекают его в эссенциализме, считают, что иссле дователь конструирует объект своего исследования, т.е. эзотеризма, в про цессе рассуждения, а потом декларирует это как объективно существу ю щие исторические традиции), но я не соглашусь с большей частью этой кри тики.
В связи с темой эзотеризма мне кажется важным обращать вни мание на то, что всегда были серьезные исследователи этой темы вне рамок академических институтов.[16]
Возникают споры, проблемы методологии, а также основного подхода. Например, Дёринг-Мантойфель обсуждает историю оккультизма как теневую, комплементарную сторону просвещения, с критически дистанци рованной перспективы франкфуртской школы рационализма. По-моему, такой подход слишком ограничен и исключает важные аспекты, слепые точки культурологии последних четырех десятилетий (такие как история полити ческих идей, социальная история или история эстетических форм и выра жений, семиотики и т. д.).
[1] Антуан Февр был приглашен на кафедру «Истории христианской эзотерики» в 1979 г. Эта кафедра была создана еще в 1965 г., а при Февре она была переименована в «Историю эзотерических и мистических учений в Европе эпохи Нового времени и современности».
[2] Hanegraaff Wouter. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden, Boston et al: Brill, 1996, State Univ. of NY Press, 1998; (Ed. with Jeffrey J. Kripal). Hidden Intercourse: Eros and Sexuality in the History of Western Esotericism. Leiden: Brill, 2008. С 2005 он президент ESSWE. Он является членом редколлегии журналов «Religion», «Numen», «Religion Compass» и «Esoterica», и входит в консультативный совет «Journal of Contemporary Religion and Nova Religio». См.: http://home.medewerker.uva.nl/w.j.hanegraaff/
[3] http://www.esswe.org/
[4] http://villesinvisibles.misha.fr/sites/15/File/programmeesswe.pdf
[5] http://www.ceu.hu/profiles/faculty/gyorgy_szonyi
[6] http://www.gurdjieff-books.net/authors/sw/sw-bio.php/
[7] Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. 2005, Р. xiii.
[8] W. Hanegraaff. Forbidden Knowledge. Anti-Esoteric Polemics and Academic Research, in: Aries vol. 5, No. 2, 2005, 225-254; здесь цитируется по статье В. В. Жданова: «Изучение эзотеризма в Западной Европе: институты, концепции, методики», опубликованной в сборнике «Мистико-эзотерические движения в теории и практике. история, психология, философия / Вторая международная научная конференция: сборник материалов. Санкт-Петербург, 2009. С. 17.
[9] См. обзор новейшего развития в направлениях западного эзотеризма: W. Hanegraaf: The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture, in: Peter Antes, Armin W. Geertz& Randy R. Warner (eds.): New Approaches to the Study of Religion,, I. Religional, Critical and Historical Approaches, Berlin: Walter de Gruyter, 2004.
[10] Aufklärung und Esoterik – Wege in die Moderne / Enlightenment and Esotericism – Ways into Modernity. http://www.izea.uni-halle.de/veranst.htm
[11] «Понятие «оккультизм» включает в себя весь спектр психологических, физиологических, космологических и спиритуальных феноменов, а также область тайных наук (астрология, алхимия) и мистичеcких традиций основных мировых религий (каббала, суфизм, веданта и т. д.). Оккультное всегда включает в себя одновременно теоретический, или философский уровень и множество практик, посредством которых индивидуум может познать высшее божество. Этот опыт рассматривается как путь к спасению и обожествлению земного существования человека» (Maria Carlson: No Religion Higher Than Truth. A History of the Theosophical Movement in Russia 1875-1922, Princeton UP 1993. Р. 10).
Со стороны Русской православной церкви оккультизм демонизируется как опасная секта, а с недавнего времени проводятся политические и правовые кампании против оккультизма как внутри церкви, так и вне ее. Возможным объяснением такой позиции может служить тот факт, что в России граница между православием и мистически-эзотерическими учениями всегда была менее четкой, чем на Западе. В России вместо «оккультизм», «эзотерика» в общем чаще используется понятие «мистика».
[12] New Age не имеет статуса самостоятельной религии, так как не располагает отдельной программой и догматами; это движение нельзя назвать «новой религией» ввиду его тесной связи со старыми религиями; «новым религиозным движением» New Age также не является, поскольку оно не организовано, не оформлено и не отграничено от «социальных движений».
[13] В Америке кафедр «новых религиозных движений» гораздо больше.
[14] В названии этого института, который был основан в 1950-е гг. и ассоциирован при университете Фрайбурга («элитный университет» с не давнего времени), была попытка избежать сомнительного термина «парапсихология». В этом институте, кстати, находится самая крупная библиотека по эзотеризму, оккуль тизму, парапсихологии в Германии. 15 экспертов, по специальности в основном психологи, занимаются там и практической консультацией аномальных, рационально не обьяснимых явлений, встречающихся в опыте разных людей, а так же иссле дованиями истории парапсихологии (организуют регулярные циклы лекций). Этот институт давно стал центром исследований для специалистов, разу меется, самых разных сфер исследований, связанных с тематикой, в том числе и русских исследователей.
[15] Mannherz, Julja: The Supernatural and Claims of Scientificity in Russian Popular Culture 1875-1914' in The Role of Magic in the Past: Learned and Popular Magic, Popular Beliefs and Diversity of Attitudes. (Bratislava, 2005) pp. 227-244; Mannherz, Julja: 'Geistererscheinungen und ihre Zeugen: Geschichtenerzählen zwischen Positivismus und Spiritismus im späten Zarenre ', WerkstattGeschichte. Vol 44 (2006) pp. 81-96; Mannherz, Julja:'Die Geister und der Dumaabgeordnete Graf Orlov-Davydov: Gespenster und Politik im späten Zarenreich' in Gespenster und Politik . (2007) pp. 235-252.
[16] Например, многолетнее исследо ва ние в области древней филологии было сделано исследователем, кото рый получил высшее образование в Оксфорде, Кембридже и т. д., а потом стал так называемым независимым исследователем: это Петер Кингс ли с книгой «Древняя философия, мистицизм и магия. Традиция Эмпе докла и Пифагора». Совершенно замечательное иссле до вание, которое буквально произвело революцию в основах дисциплины. См.: Ancient Philosophy, Mystery and Magic. Empedocles and Pythagorean Tradition (Oxford, UK: Oxford University Press, 1995). In the Dark Places of Wisdom. Published in North America by Golden Sufi Center Publishing (Inverness, CA, 1999) and in the UK by Duckworth (London, 2001); http://www.peterkingsley.org/
Обсуждение:Вопрос: Принимают ли участие в исследования эзотерики на Западе нейрофизиологи, психофизиологи? Заинтересованы ли представители медицины в данных исследованиях?
Ответ: Такие направления исследований существуют. Активно исследуются сферы альтернативной медицины, шаманизма, целительства. Но это не связано с гуманитарной сферой.
Вопрос: Должна ли психология быть в числе дисциплин, занимающихся исследованиями оккультизма?
Ответ: Я слежу в основном за сферой гуманитарных дисциплин (искусствоведение, история, филология, религиоведение, философия). Здесь имеется широкое поля для исследований трансперсональной психологии, и такие исследования ведутся.
Вопрос: В России с 90-х годов очень развита оккультная практика. Каково положение с оккультной практикой в Европе?
Ответ: Оккультизм сейчас стал мейнстримом, в последние 10 лет во всех крупных городах, во всех книжных магазинах появилось множество подобной литературы. На это явление можно смотреть с точки зрения социолога, психолога или культуролога. Это уже массовое социологическое явление, его просто нужно изучать с разных точек зрения.
Вопрос: Эзотерика и оккультизм всегда существовали в культуре, временами они выходили на первый план, временами уходили в область маргинальных представлений. Как Вы объясняете всплеск интереса к эзотерике, мистике, оккультизму на рубеже 19-20 веков и в наши дни?
Ответ: Мне кажется, это знак того, что обществу не хватает чего-то фундаментального. Это ценностный кризис, в том числе и религиозный.
Вопрос: Интерес к эзотерике имеет компенсаторную функцию, или это, возможно, новое магистральное направление культуры?
Ответ: Мне кажется, имеет место и то, и другое, последнее даже в большей степени. В России сейчас общество очень сильно переживает ценностный кризис постатеистического общества, и это одна из важнейших предпосылок того, что происходит сейчас.
Вопрос: Существуют ли в Европе какие-то публикации по теме оккультизма в России?
Ответ: В 1994 году выходил сборник на английском «Оккультизм в русской и советской культуре». В следующем сборнике мы планируем также опубликовать статьи на тему обстановки в России.
Вопрос: В каких академических журналах публикуются специалисты по изучению эзотерики?
Ответ: Существует множество журналов, прежде всего, специализированный амстердамский журнал «Aries», есть и другие журналы на английском языке.
Вопрос: Существуют ли формальные критерии, которые позволяют считать научными исследования в области эзотерики?
Ответ: Те специалисты, которые сами являются приверженцами какой-либо эзотерической традиции, могут выступить на конференции, но их работы не будут включены в сборник.
Вопрос: Среди изданного в последние годы по эзотеризму есть ли какие-либо работы обобщающего, философско-методологического характера?
Ответ: Есть такие работы на английском языке.
Вопрос: Как вы считаете, возможно ли создание отдельной науки именно для изучения эзотеризма, со своим комплексом методов, которые могут быть взяты из религиоведения, психологии, философии?
Ответ: Я придерживаюсь теории Воутера Ханеграафа, что эзотеризм всегда был частью культуры, но был вытеснен на ее периферию. Особая дисциплина, изучающая эзотеризм, может быть создана именно как реакция на это вытеснение.
Вопрос: Какого определения оккультизма вы придерживаетесь?
Ответ: Под оккультизмом следует понимать весь спектр психологических, физиологических, космологических, духовных феноменов, а также область арканных наук (астрология, алхимия), которые ассоциируются с мистическими традициями основных мировых религий. Оккультизм всегда включает в себя теоретический, философский концепт и множество практик, чем отличается от эзотеризма. Практики, посредством которых индивид может создать высшее божественное знание и сознание. Этот опыт рассматривается как путь к спасению, обожествлению земного существования человека. Эзотеризм – это в основном стремление к высшему знанию. Оккультизм не обязательно сопряжен с понятием божественного, это может быть сила, энергия, что-то необъяснимое.
Вопрос: Не считаете ли вы, что для российской среды определение оккультизма требует уточнения?
Ответ: Существует понятие американского исследователя Патриджа: оккультура, или культовая среда. Концепция культовой среды включает в себя именно эти феномены оккультизма в условиях идеологического давления.
Вопрос: Вы начали свой обзор с концепции Антуана Февра, хотя многие считают Фрэнсис Йейтс пионеркой в области исследований эзотеризма. Согласны ли вы с этим?
Ответ: Фрэнсис Йейтс, безусловно, стояла у истоков изучения эзотеризма, но тогда нужно еще назвать Джеймса Веба, он тоже работал в 1970-е годы. У Йейтс была одна книга, но не целый центр, не исследовательский институт. Отдельные работы были, но я начала свой обзор именно с момента организации научного пространства, с институциализации изучения эзотеризма.